ЗА СТРОКОЙ ПОСЛАНИЯ
Президент РК Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу «Конструктивный общественный диалог- основа стабильности и процветания Казахстана» говорит о необходимости создавать равные возможности для людей с особыми потребностями. Сегодня в этом направлении сделан серьезный шаг: поэтапно в стране запущен электронный портал социальных услуг, предоставляющий возможность людям с инвалидностью самостоятельно выбирать и приобретать средства и услуги реабилитации у поставщиков. О том, как работает портал и какие еще возможности он дает в сфере социальной защиты населения, мы побеседовали с руководителем управления координации занятости и социальных программ Акмолинской области Диной Ахметжановой.
— Дина Камидулловна, расскажите, пожалуйста, подробнее о портале.
— Портал социальных услуг предполагает оцифровку пяти процессов из шести (кроме услуг инватакси, приобретение которых планируется внедрять в 2023 году). С марта прошлого года на портал были переведены две услуги из пяти: оказание специальных социальных услуг и обеспечение техническими средствами реабилитации (24 наименования из 55). А в ноябре в пилотном режиме был апробирован процесс получения услуг санаторно-курортного лечения, индивидуального помощника и специалиста жестового языка. По итогам прошлого года в пилотном режиме через портал 187 получателей были обеспечены 214 видами технических средств реабилитации, 10 человек получили услуги санаторно-курортного лечения, еще 10 — индивидуального помощника, один — специалиста жестового языка. Почти пять тысяч детей из малообеспеченных семей получили соцпакеты — продукты и гигиенические средства.
Если говорить о системе работы, отмечу, что государство возмещает стоимость технических средств и услуг реабилитации, выбранных получателем, в пределах определенной суммы. Но при выборе потребителем более дорогих товаров и услуг, не предусмотренных государством, есть возможность доплаты.
Кроме того, сегодня через портал семьи, получающие адресную социальную помощь, могут выбирать поставщиков гарантированного социального пакета для своих детей от трех до шести лет.
— Какие плюсы уже можно отметить?
— Сейчас можно с уверенностью сказать, что работа портала позволяет решить целый ряд проблем. Немало жалоб раньше вызывали длительные сроки предоставления средств и услуг реабилитации: из-за долгих процедур госзакупок это занимало до 8 месяцев. Вызывали вопросы также качество средств реабилитации, соответствие их потребностям людей с инвалидностью — ведь заказывалось все по одной технической спецификации. Возврат и обмен, соответственно, снова отнимали массу времени.
Сегодня концепция портала предусматривает прямое взаимодействие с поставщиками на цифровой площадке, учет всех добросовестных и недобросовестных поставщиков в едином реестре, доступ к более широкому кругу сертифицированных социальных работников, электронный учет всех центров специальных социальных услуг, их оснащенности и загруженности. Таким образом, плюсы от внедрения портала можно перечислять долго. Это и прямой контакт покупателя с поставщиком, и учет индивидуальных потребностей, и большой выбор товаров, и рост качества госуслуг и, конечно же, исключение коррупционных рисков.
— Есть гарантия, что в реестр поставщиков не попадут недобросовестные?
— Конечно, все поставщики проходят процедуру проверки. Это могут быть физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также юридические лица или филиалы, которые не включены в реестр недобросовестных участников госзакупок. Есть и другие требования: не иметь налоговой задолженности и задолженности по социальным отчислениям, не находиться в процедуре банкротства либо ликвидации, иметь сертификат соответствия при поставке товаров и регистрационное свидетельство при поставке медицинских изделий. К тому же надо отметить, что регистрация поставщиков на портале проводится на основании решения комиссий, созданных при нашем управлении и отделах занятости и соцпрограмм районов и городов.
— Как на практике работать на портале? Можно заказать, к примеру, слуховой аппарат прямо из дома?
— Да, конечно, все можно делать из дома, нужно только иметь электронную цифровую подпись. Если же есть какие-то проблемы — к примеру, дома нет компьютера — то получатель услуг или его законный представитель может обратиться к сотрудникам органов социальной защиты, государственной корпорации «Правительство для граждан», в акимат сельского округа за помощью. По области в местных исполнительных органах оборудованы 309 зон самообслуживания, там можно сделать заказ как самостоятельно, так и с помощью обученных консультантов.
На сегодняшний день на портале социальных услуг зарегистрированы шесть НПО, предоставляющих услуги индивидуальных помощников, и два — специалистов жестового языка, восемь специалистов, два поставщика услуг санаторно-курортного лечения — это санатории «Алмаз» и «Щучинский», а также шесть поставщиков государственных соцпакетов для детей. К 1 января этого года по области из 10 026 лиц с инвалидностью, нуждающихся в социальной реабилитации, электронной цифровой подписью обеспечены 9548, или 95% от общего количества, а малообеспеченные семьи стопроцентно получили ЭЦП. Уже в январе на портале 533 человека с инвалидностью сделали заказы услуг индивидуального помощника, 163 человека — услуг жестового языка, один человек заселен в санаторий, сделано 276 заказов на приобретение технических средств реабилитации, 52 из них уже выполнены, еще 172 — на стадии доставки.
— Расскажите подробнее о заказе соцпакетов для детей через портал. Насколько это удобнее?
— В прошлом году у нас в области 4,9 тысячи детей в возрасте от 1 до 6 лет из малообеспеченных семей получили гарантированный соцпакет в виде гигиенических средств и продуктовых наборов на общую сумму 155 млн тенге. Доставку пакетов по заявкам обеспечивали два поставщика: ИП «Дарбаев К.К.» (продуктовые наборы) и ТОО «Коктем» (гигиенические товары). Сегодня управлением создана комиссия для регистрации и снятия с учета поставщиков ГСП на портале социальных услуг. В этом году ГСП будет приобретаться через шесть компаний-поставщиков, кроме тех, кто уже работал с нами, участвовать в этой работе планируют ИП: «Кулакова Т.Ю.», «Азмаганова К.Ж.», «Ержанов А.А.», «Мурат». На обеспечение соцпакетами 4,7 тыс. детей в этом году выделены 329 млн тенге из республиканского бюджета, в случае недостатка средств будет обеспечиваться дополнительное финансирование из местных бюджетов.
Исходя из отзывов наших поставщиков и получателей услуг, работа на портале гораздо быстрее и удобнее. Освоить электронную форму подачи заявок несложно. Для этого на Youtube-канале Министерства труда и соцзащиты, на страницах управления в социальных сетях, в залах ожидания ГК «Правительство для граждан» размещены обучающие ролики для услугополучателей, где пошагово показано, как войти и сделать заказ. Также для пользователей портала работает call-center 1411.
— Спасибо за беседу.
Владислава КОКОРИНА.