Критически важно…

ДАВАЙТЕ ОБСУДИМ

Все это было и раньше…

Признаюсь, что еще не так давно слова «буллинг» я не знала. Когда этот термин стали употреблять все чаще, то по привычному уже алгоритму «гугл в помощь», почитала, подумала…

И поняла, что 47 (!) лет тому назад, сама была действующим лицом «агрессивного преследования одного из членов коллектива со стороны другого, но также часто группы лиц». Причем не в роли «жертвы», а в роли «агрессора», даже где-то организатора этого, как теперь оказалось, буллинга.

Единственным возможным оправданием (понимаю, что очень слабым) может служить то, что действовала девичья часть нашего класса «из благих намерений»: «Учится плохо, общественной работой не занимается, уроки пропускает и (о, ужас!) с парнями встречается. Класс наш позорит!». И мы, такие принципиальные и морально устойчивые, решили твердо: «Бойкот». Игнорировали мы эту девочку долго. Надо сказать, что она сама отнеслась к этому довольно спокойно, одноклассники для нее референтной группой, мнением которых она дорожила, явно не являлись. Повзрослевшей раньше нас девушке мы были просто не интересны. Очень переживали ее родители, в итоге отправили ее к в другой город к дедушке с бабушкой.

И только в годы студенческие, вспоминая об этом на встречах одноклассников, раскаивались: «Боже, какими же мы были…».

Чем больше в тему вникаешь, тем очевиднее становится, что явление, именуемое сегодня буллингом, было всегда и, наверное, всюду. Пренебрежительное отношение к людям более низкого сословия, другого вероисповедания, национальности.., оказавшимся в силу каких-то обстоятельств в одном коллективе. А в пору советской власти, особенно на ранних этапах ее становления — абсолютное неприятие тех, кто «шагает правой». Очень часто из искренней убежденности в том, что такие мешают строить светлое коммунистическое будущее. Вспомним фильм «Стиляги»…

Изменилась форма, но не содержание и следствия

То есть во все времена подвергали остракизму, травле… непохожих на других, живущих, думающих иначе… Как, собственно, происходит и сегодня. Узнать, тем более подсчитать, сколько слез пролито, сколько детей думали о суициде, сколько преследующих всю последующую жизнь комплексов зародилось, в принципе невозможно. Уж очень скрыто от посторонних глаз явление буллинга, боятся огласки и жертвы, и агрессоры.

Очевидно, что уже поэтому уделяемое сегодня этой проблеме внимание вполне оправдано. Когда попавший в беду ребенок знает, что он не один оказался в такой ситуации, что есть ребята, решившие эту проблему, знает, куда и к кому можно обратиться — это здорово!

Нужно говорить, нужно изучать. Знать точную картину, не преуменьшая масштаб проблемы, но и не преувеличивая его. Тоже чревато.

Статистические данные, предоставленные UNICEF выглядят устрашающе: «66% казахстанских детей сталкиваются со школьным насилием и дискриминацией, 24% — сами совершали акты насилия и дискриминации в отношении других детей».

Я, конечно, понимаю, что не вправе подвергнуть сомнению эти выводы. Хотя, с другой стороны, почему бы и нет? Знаю, что в прикладной социологии существует незыблемое: «Каков вопрос-таков ответ». Каюсь, сама «грешила», подводя респондентов к нужному варианту.

Изучила анкету «Мир детства с Конвенцией» для опроса, ежегодно проводимого в канун празднования Всемирного дня ребенка (20 ноября). Тоже не со всеми формулировками согласна. Но тем не менее его результаты, предоставленные по нашей просьбе специалистами областного управления образования, выглядят более репрезентативно.

«В 2019 году из 3 тысяч опрошенных учащихся в возрасте от 13 до 17 лет 3,7 % (111) указали, что сталкивались с буллингом. В 2020 году из 3,5 тысячи учащихся признались в том, что были жертвами 2,7 % (94 учащихся)».

Бывали случаи, когда буллинг в отношении одного учащегося приводил к массовым дракам. Весной 2020 года в поселке Бестобе произошла драка между 25 учащимися. Аналогичная ситуация сложилась и в Буландынском районе: группа молодых людей заступились за своего одноклассника, который подвергался буллингу, устроили драку на окраине села».

«В 2019 году в Жаркаинском районе двое учащихся 11 класса подвергали буллингу своего одноклассника, в частности, шантажировали его видеозаписью с участием его матери, сделанной в одном из местных кафе. Мальчик был вынужден перевестись в другую школу. Эти же молодые люди травили девятиклассницу, на протяжении 10 месяцев, шантажируя снимками интимного характера, сделанными в ходе празднования Нового года».

«Ребята решили подшутить над одногруппником, создали в социальной сети фейковый аккаунт, разместили на нем фото девушки и переписывались с жертвой на протяжении нескольких месяцев. Узнав о том, что от имени девушки переписку ведут одногруппники, молодой человек хотел совершить попытку суицида, но друг успел вовремя остановить его».

А это уже пример «суперсовременного» кибербуллинга. И он, увы, сегодня встречается все чаще. А уж в период дистанционного обучения, по мнению казахстанских специалистов и правозащитников, — особенно. Проблема приобрела столь острый характер, что на необходимость ее эффективного решения обратил внимание Президент страны Касым-Жомарт Токаев в одном из своих недавних выступлений: «Критически важно принять новые меры по защите прав человека. Для меня эта проблема является приоритетной. Как и весь мир, Казахстан тоже столкнулся с незащищенностью граждан от травли в интернете. В первую очередь от этого страдают дети — они особенно остро воспринимают интернет-травлю, которая, к сожалению, приводит к печальным последствиям».

Издеваться над кем-либо на расстоянии куда проще. Да и ощущение безнаказанности («ну кто меня вычислит») тоже этому способствует. Но травля — она и на расстоянии — травля. Последствия для жертвы могут быть не менее серьезными.

Что советуют специалисты

В одночасье буллинг, к сожалению, не искоренить. Проблема носит комплексный характер. Как и для большинства тех, что связаны с личностным развитием справедливо- «Все начинается в семье».

— Мне жаль этих детей, — вот так довольно неожиданного сказала мама ребенка, подвергшегося травле, об обидчиках своей дочери. — Мы перевели дочь в другой класс, у нас все хорошо. А в прежнем — нашли новую жертву. Значит, это проблема коллектива, что-то не так с этими детьми, для которых буллинг — средство самоутверждения.

Так что к советам специалистов следует прислушаться не только родителям жертв травли, но обидчиков. Тем более, что от «перемены мест слагаемых» никто не застрахован, а «сумма» всегда немалая и серьезная.

Лучшая защита, которую могут предложить родители, — это укрепление чувства собственного достоинства и независимости своего ребенка и его готовности принять меры в случае необходимости.

Очень важно обсудить и практиковать безопасные, конструктивные способы реагирования вашего ребенка на слова и действия обидчиков. Вместе придумать, произнести, обыграть основные фразы, которые ребенок может сказать твердым, но не враждебным тоном, например: «Твои слова неприятны», «Оставь меня в покое»…

Помочь детям во всем искать положительные моменты, убедить, что есть люди, которые их любят и всегда готовы позаботиться о них. Сосредоточиться на развитии их талантов и интересов к музыке, искусству, спорту, чтению и внешкольным мероприятиям, чтобы дети могли строить взаимоотношения вне школы. В коллективе единомышленников с общими интересами.

Если ребенок рассказал о том, что он или еще кто-то подвергается издевательствам, буллингу, поддержите его, похвалите ребенка за то, что он набрался смелости и рассказал вам об этом, и соберите информацию (при этом не стоит сердиться и обвинять самого ребенка). Подчеркните разницу между доносом, с целью просто доставить кому-то неприятность, и откровенным разговором со взрослым человеком, который может помочь.

Еще один из способов начать говорить с ребенком о буллинге — это совместный семейный просмотр фильмов соответствующей тематики, так называемая фильмотерапия. Их сегодня — множество. Для меня лучший из них «Чучело» Роллана Быкова. Но будет ли он интересен детям современным — не знаю…

Словом, советов, рекомендаций — множество. Но все специалисты едины в главном: «Причины того, что именно этот ребенок подвергается травле, могут быть самыми разными, но в первую очередь, это — следствие отсутствия доверительных взаимоотношений и поддержки со стороны родителей». Наладить их бывает сложно, но без этого…

Мнение специалистов важно и нужно. Но очень интересно и мнение людей, столкнувшихся с этой проблемой.

Так что давайте обсудим.

Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также