Семьи разные нужны? Семьи разные важны?

Давайте обсудим
Начиная с 1993 года, 15 мая отмечается Международный день семьи. Учреждая его, Генеральная ассамблея ООН подчеркивала, что его цель — «обратить внимание общества на существующие проблемы семьи».

Но о том, какие именно проблемы и в каких семьях, в этой резолюции речь не идет. Нет, конечно, никто не ждал и не ждет ссылок на конкретные семьи в каких-либо конкретных странах. Но наш мир огромен, разнообразен, в нем одновременно существуют чуть ли не все исторические формы семьи, эволюцию которых Фридрих Энгельс блестяще изложил в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Даже те, где полигамия (причем даже такая ее разновидность, как полиандрия, при которой женщина имеет несколько мужей) — не просто явление естественное, но и условие выживания. Есть еще где-то в джунглях Амазонки, Африки племена, счастливо пребывающие в том периоде, который историки-эволюционисты условно называют периодом дикости.

Не просто большая, а большая часть населения планеты проживает в семьях расширенных, многопоколенных. Женится сын, пристраивают еще одну комнату, рождаются дети. Но это — не новая семья, а часть большой, разветвленной, со всеми ее признаками: общее проживание, совместное ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, забота о престарелых… Престарелые в этих семьях — в особом почете, решения — за ними, выполняют их беспрекословно.

Или в ООН озаботились проблемами нуклеарной семьи, где «мама, папа, ты и я…». Или моносемей, где мама (а теперь благодаря суррогатному материнству и некоторые папы), не вступая по разным причинам в брак, рожают ребенка «для себя». А может быть, имелись ввиду существующие уже тогда однополые семьи, легализация которых стремительно прокатилась по Европе где-то с конца прошлого столетия…

В каких семьях проблем больше — патриархальных, где «как отец сказал, так и будет»? Матриархальных, где мудрая жена действует по принципу «муж — голова, а я шея…»? Эгалитарных, в которых права и обязанности супруги делят строго «50 на 50»?

В семьях, брак которых зарегистрирован официально? Религиозных семьях, возникших после того, как молодые совершили мусульманский обряд ни-кях, христианское венчание? Или вовсе и не регистрировавшихся, и религиозный обряд не совершавших, живущих в так называемом гражданском браке?

Прошу прощения за этот краткий экскурс в социологию семьи, но вспомнить эти понятия надо для того, чтобы понять, а какая семья нам, собственно, нужна? Какая возможна в нынешних реалиях? Какой она может быть завтра?

Конечно, семья нужна крепкая, счастливая, воспитывающая здоровых, благополучных детей. Но! Начиная с 2015 года, Казахстан входит в первую десятку стран мира, лидирующих по количеству разводов. Наша область по этому тревожному показателю где-то в середине республиканского рейтинга. Но тенденция роста, к сожалению, есть. Только за первый квартал этого года количество разводов в сравнении с аналогичным периодом 2019 возросло на 6,7%.

Причины? Перечень огромен: от пресловутого «не сошлись характерами» до «отсутствия своего жилья, денег»… Эксперты говорят о неподготовленности молодежи к вступлению в брак, потребительском отношении, завышенных ожиданиях… Но, увы, разводам, как и любви «все возрасты покорны».

Интересна, представляется справедливой и такая точка зрения. Понимаю, что далеко не все с нею согласятся. Снижение коэффициента брачнос-ти, одна треть распадающихся в результате развода семей в нашей стране — явление тревожное, но неизбежное. Именно потому, что мы сегодня переживаем период модернизации не только сознания, но всего сложившегося уклада жизни.

Маленькие дети — испытание не только для молодых родителей. Тем более, что далеко не каждая молодая мама может позволить себе не работать. Еще лет 20 назад помочь могли бабушки, выходящие на пенсию в 55 лет. А теперь? Да и после выхода на пенсию многие вынуждены подрабатывать. А есть и такое (причем все чаще): «Дайте пожить для себя. Я тоже хочу мир посмотреть».

Сколько у нас сегодня стариков одиноких, как растет потребность в домах для престарелых?.. И не потому, что дети плохие, но они вынуждены жить вдали от родителей, где-то в крупных городах, а то и иных странах. Просто потому, что не найдет работу в родном селе или маленьком городке профессионал высокого класса. Да и пожилые родители чаще всего категорически против совместного проживания. Так что расширенные семьи и связанная с этим функция семьи — забота о престарелых — в большей степени характерны для доиндустриального, ранних стадий индустриального общества, от которого мы стремительно отдаляемся. Нынешние престарелые чаще всего в состоянии позаботиться о себе сами.

Как часто молодая женщина может сказать сегодня: «Зачем мне муж. Сама справлюсь». И справляется, поднимаясь вверх по профессиональной лестнице, успешно занимаясь бизнесом… Родить, воспитать ребенка вне брака… Ну, кого сегодня этим удивишь.

Совместное ведение домашнего хозяйства. «Без мужика в доме» равно как «в доме хозяйка нужна» тоже утрачивают свою актуальность. Дров не носить, печь не топить, хлеб не печь, белье в реке не стирать…

Важная функция семьи — удовлетворение потребности в общении. Ну и с кем члены семьи сегодня общаются чаще — друг с другом или с компьютером?

Так, может быть, нынешние семейные проблемы — свидетельство того, что человечество и мы вместе с ним стихийно, неосознанно ищем какие-то новые формы семейных отношений? Те, которые в большей степени будут отвечать нашим изменившимся реалиям и нам самим — отличающимся от наших предков? Может быть, в результате родится какая-то иная, невиданная ранее разновидность семьи? А может, вернемся к одной из форм, о которых идет речь в начале материала.

Давайте обсудим.

Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также