Количество должно перерасти в качество. Но когда? И что для этого делать?

Гражданское общество
Разговор, состоявшийся на брифинге, организованном областным управлением внутренней политики, вышел далеко за рамки заявленной темы: необходимости ежегодного предоставления неправительственными организациями в уполномоченный орган сведений о своей деятельности. И о последствиях отсутствия таковых.

Причем как для самих НПО, сведения не предоставивших, так и, по большому счету, для всего гражданского общества. Здесь нет преувеличения, ситуация в нашей области исключением не является.

Исходя из информации, предоставленной руководителем отдела политической работы и общественного развития областного управления внутренней политики Асем Азербаевой, есть основания назвать ее тревожной. В нашей области, по данным департамента юстиции, зарегистрированы и действуют 718 неправительственных организаций, из них общественных объединений — 514, объединений юридических лиц — 39, общественных фондов — 165. Предусмотренные Законом РК «О некоммерческих организациях» сведения в МИОР в 2019 году предоставили — 281. На не предоставивших управлением внутренней политики были оформлены административные протоколы, вынесено решение суда о предупреждении.

По словам председателя ОФ «SARA» Сары Баймаганбетовой, сама процедура предоставления сведений очень проста, требует буквально нескольких минут. Всего-то зайти на соответствующий сайт электронного правительства, указать почтовый и электронный адреса, данные руководителя, цели, методы деятельности, количество штатных единиц, денежные суммы, затраченные в этом году на содержание организации и на проведение мероприятий.

Консультативную помощь при этом могут оказать и сама Сара Каржасовна, и в управлении внутренней политики. Более того, помощь предлагают постоянно и настойчиво, буквально просят зайти на соответствующий сайт.

—  Среди тех, кто сведения не предоставляет, есть и реально действующие НПО, и те, кто никакой работы не проводил. Есть городские и дислоцирующиеся в районных центрах и селах. Год создания тоже роли не играет, — отвечали спикеры брифинга на вопросы журналистов.

То есть, по этим показателям причины такого отношения к процедуре предоставления отчетности выявить не представляется возможным. Что остается? Видимо, личность руководителя НПО, мотивация создания общественной организации. Как и наличие или отсутствие в ее «биографии» лота, реализованного в рамках по госсоцзаказу, или гранта республиканских и (или) международных организаций.

—  Приходят молодые люди: «Проконсультируйте, как зарегистрировать НПО». На вопрос «Для чего?» часто отвечают: «Там такие миллионы крутятся». Таким не помогаю, — говорила об одном (увы, нередком) мотиве Сара Каржасовна.

По ее словам, сегодня молодые люди свое желание чаще объясняют так: «Диплом получил, работы не нашел. Хочу попробовать себя в этой сфере».

В этих двух случаях, очевидно, уместно: «Комментарии излишни».

Внушает надежды, что есть и те, кто уже сотрудничал с успешно действующим НПО, понял, что это его дело, опыт приобрел, а теперь хочет работать самостоятельно. И те, кто действительно душой болеет, знает, что может помочь решить волнующую его социальную проблему. Таких, как Ирина Костицына, не понаслышке знающая о проблемах детей-аутистов, Куралай Жумабекова, уже поработавшая в Доме мамы, вникшая в проблему брошенных и усыновленных ребятишек, Асем Базарбаева, которая своим примером может научить других многодетных мам свой бизнес открыть, да и вообще сделать жизнь интереснее, помогать и поддерживать, конечно, надо.

Но это сложно, а часто в рамках действующего Закона РК «О государственных закупках» невозможно. Проблема это общая, не новая.

Осенью прошлого года довелось мне быть на мероприятии, проводимом одним из многих столичных НПО в рамках госсоцзаказа нашего областного управления внутренней политики. В присланном приглашении цель обозначена примерно так: оказание консультативной помощи многодетным мамам. В зале нашей областной библиотеки (специально освобожденном от читателей) — огромный баннер, три (!) мамы, пятеро (!) специалистов различных управлений, готовых квалифицированную консультацию оказать. В ожидании консультируемых провели они несколько часов своего рабочего времени.

Вопросы — оплачена ли аренда зала, кто компенсирует госслужащим напрасно потраченное время, какова роль самого этого НПО в организации мероприятия — так и остались без ответа. В этом случае надо отдать должное специалистам управления внутренней политики -это мероприятие квалифицировали как несостоявшееся. Но, думается, что вряд ли последующие зачтенные от него существенно отличались.

Подобные примеры приводила и Сара Каржасовна. В рамках действующего закона госсоцзаказ часто выигрывает, увы, «не сильнейший, а смелейший». Указания в технической спецификации принципа территориальности, как и наличия стажа работы в этой сфере относятся к числу «создающих неправомерные предпочтения». Вот и появляются у нас (и не только у нас) заезжие гости, о специфике области имеющие представления весьма смутные, людей наших не знающие… Но как-то же они отчитываются о проделанной работе за полученные бюджетные деньги. Часто весьма немалые.

Совсем недавно весьма решительно «цену сбивали», часто в два раза, а то и более. Теперь это делать сложнее, поправки в закон не позволяют снизить заявленную стоимость лота более чем на 20%.

Что делать? Асем Азербаева говорила о том, что сейчас при формировании лотов вообще стараются избегать формулировок «консультативная помощь, пропаганда»… Нужна работа конкретная, действенная. На это НПО-однодневки, ради госсоцзаказа и создаваемые, и из других регионов, как правило, не идут.

— Заказчику надо серьезно работать над технической спецификацией. Прописать требования так, чтобы обладатель лота был вынужден постоянно находиться в населенном пункте, — советовал депутат областного маслихата Геннадий Осиненко.

А в целом и главном — нашим НПО надо повышать собственную конкурентоспособность. Для этого, в частности, и информацию о деятельности предоставлять в срок. Репутацию приобретать хорошую. Не пытаться стать «всеядным», работать по однажды выбранному направлению, вне зависимости от тематики лотов.

И, что очень важно, строже и принципиальнее надо быть заказчику. А это не только управление и департаменты, госсоцзаказ размещающие, а все мы. Деньги-то наши — налогоплательщиков.

Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также