Получить справку, не выходя из дома

«Необходимо все процессы, которые сегодня в той или иной степени являются барьерами, исключить, сделать их автоматизированными».
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.

Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК и его территориальными органами оказываются четыре вида государственных услуг: выдача справки о наличии либо отсутствии судимости, справка об административных правонарушениях, архивная справка и апостилирование официальных документов, исходящих из органов прокуратуры.

Для удобства граждан упрощена процедура получения одной из самых востребованных — «Выдача справки о наличии либо отсутствии судимости».

Сегодня данную услугу можно получить самостоятельно посредством веб-портала электронного правительства www.egov.kz, то есть онлайн, не выходя из дома, имея лишь электронно-цифровую подпись.

Вместе с тем в рамках оптимизации услуги гражданам предоставлена возможность получения электронной справки посредством абонентского устройства подвижной сети, т.е. мобильной версии портала mGov. Получить электронную справку можно и с помощью Telegram-бота «EgovKzBot».

Все, что необходимо для получения справки — регистрация в Базе мобильных граждан (БМГ). Для этого необходимо привязать свои контакты к  «личному  кабинету»   на  портале eGov.kz.

Для получения справки необходимо скачать мессенджер Telegram, ввести в поисковой строке «EgovKzBot», запустить/перезапустить. Далее в графе «Услуги» выбрать сервис «Справка о наличии либо отсутствии судимости», после чего гражданину придет SMS-уведомление с кодом подтверждения, после его ввода будет предоставлена информация о наличии либо отсутствии судимости.

Также на портале электронную справку можно получить с помощью сервиса одноразового SMS-пароля без ЭЦП.

Кроме того, на портале реализован сервис получения справок третьими лицами. Теперь работодатели сами онлайн могут направлять электронные запросы о наличии либо отсутствии судимости в отношении других лиц при условии согласия лица, в отношении которого запрашиваются сведения посредством «личного кабинета» и (или) sms-подтверждения.

Для получения такой услуги также обязательным условием является регистрация в БМГ. Для регистрации в БМГ услугополучателю необходимо в «личном кабинете» на портале в графе «телефон» указать номер телефона или привязать его к ИИН, обратившись в любой фронт-офис Госкорпорации.

Еще одним нововведением стала возможность подачи электронного запроса на выдачу справки для выезда за рубеж, с выбором адреса филиала Госкорпорации, в котором они желают получить ответ в бумажной форме. Ранее запрос можно было направлять лишь в бумажном варианте с обязательным посещением Госкорпорации.

Здесь необходимо знать, что в соответствии с Гаагской «Конвенцией, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов» от 5 октября 1961 года справка с апостилем принимается без каких-либо ограничений в любом государстве-участнике конвенции.

В целях избежания ненужных затрат, связанных с выплатой государственной пошлины, в случае если страна предъявления результата государственной услуги (справки с апостилем) не входит в список государств-участников конвенции, услугополучателю необходимо обращаться в уполномоченный орган — Министерство иностранных дел Республики Казахстан.

Государственная услуга «Выдача архивных справок и/или копий архивных документов в пределах архивов комитета и его территориальных управлений» также частично автоматизирована.

Запущен сервис направления электронных запросов на получение услуги посредством портала. В настоящее время услугу можно заказать как посредством портала, так и через Госкорпорацию. Получить результат услуги можно только через Госкорпорацию. Срок оказания услуги сокращен с 30 до 10 календарных дней.

Данные новшества станут хорошим помощником для граждан, если для получения какой-либо государственной услуги нужно посетить ЦОН, а времени для этого нет.

Айгуль ИБРАЕВА,
старший прокурор областного управления по правовой статистике и специальным учетам.

Читайте также