Когда контакт становится помехой

Послание Президента: эффективное государственное управление

«Улыбнуло» выступление руководителя областного управления ветеринарии, который хочет остаться в стороне от «научно-технического прогресса». Я знал, что такого мнения придерживаются рядовые ветеринары, но что такого же мнения придерживается и главный ветеринар области было неожиданностью, — один из участников заседания комиссии партийного куратора по направлению «Оказание государственных услуг» поделился своим впечатлением в социальной сети Facebook.

Уважая мнение любого человека, признаюсь, все-таки была удивлена. У меня самой от выступления Базарбая Булашева впечатление сложилось совершенно иное. Оно в полной мере отвечало заявленной теме «О проблемных вопросах оказания государственных услуг в сфере ветеринарии».

Траектория движения ветеринара: «От сарая до компьютера»

Возможно, поводом для точки зрения, приведенной в начале материла, стали такие слова Базарбая Кабыкешевича: «…проблемным вопросом остается тот факт, что переход некоторых государственных услуг в сфере ветеринарии в электронный формат не сможет повлиять на минимизацию контакта услугополучателей с услугодателями».

Приведенные им аргументы просты и убедительны. Действительно, одной из наиболее востребованных услуг является проведение идентификации сельскохозяйственных животных с последующей выдачей ветеринарного паспорта. Представим, что заявление от хозяина поступило в электронном формате. Но последующие необходимые процедуры — биркование, чипирование, таврение животных — производятся только в присутствии их владельца. Более того, ветеринарному врачу необходимо занести данные по идентификации в базу и выдать ветеринарный паспорт на животное хозяину лично. При этом он обязан продублировать результат оказания государственной услуги через портал несмотря на то, что электронный вариант паспорта на животное, правилами и стандартами госууслуг не предусмотрен. «Все это приводит к беспорядочному движению ветеринарного врача от сарая до компьютера», — анализировал руководитель ведомства насущные проблемы ветеринаров.

Более того, в соответствии со стандартом государственных услуг идентификация производится при письменном обращении владельцев животных на бланке установленного образца. Но чаще всего хозяева в ветеринарные организации не обращаются, заявления не пишут, считая это необязательным. Равно как и не снимают скот с учета, если забивают его для личного потребления или продажи.

Поэтому, как правило, идентификация проводится только при подворном обходе в период проведения плановых весенних и осенних ветеринарных мероприятий. При этом ветврачи вынуждены заполнять бланки заявлений за владельцев животных. То есть заведомо нарушают процедуру оказания государственной услуги. Но такую дополнительную нагрузку они берут на себя   вынужденно.   Выдача   ветеринарной справки также предусматривает прием заявления, осмотр продукции или животных в присутствии услугополучателя.

И как здесь минимизировать контакт между услугодателем и услугополучателем? Как перевести услугу в электронный формат? Тем более, что база данных ЕАСУ МСХ РК до сегодняшнего дня не интегрирована с порталом электронного правительства.

— Подобная ситуация складывается и с оказанием государственной услуги «Выдача ветеринарно-санитарного заключения на объекты государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора», — констатировал Базарбай Булашев. — Полагаем, что, несмотря на принимаемые меры, полной автоматизации и оптимизации государственных услуг в сфере ветеринарии, оказываемых местными исполнительными органами, осуществить невозможно.

Но как при этом минимизировать коррупционные риски? Ведь исключение контактов между услугополучателем и государственным служащим — не самоцель, а средство исключить возможность «договориться».

Аналогичная ситуация складывается во всех регионах Казахстана. Решение этих вопросов ищут на республиканском уровне, от ветеринаров нашей области поступает немало предложений. Одно из них прозвучало на заседании комиссии партийного куратора — рассмотреть возможность передачи этих услуг в альтернативную среду. Проблему личного контакта это, конечно, не снимет, но конкуренция услугодателей коррупционные риски снижает значительно. Понятно, что это дело не одного дня. Нужна соответствующая законодательная база, отсекающая недобросовестных конкурентов.

Когда в поликлинике будет электронная очередь?

Согласитесь, каждому из нас очень хотелось бы, придя в поликлинику, получить талон и спокойно сидеть, ожидая (желательно недолго), когда на табло высветится номер нашей очереди. Как в современных ЦОНах или банках.

Пока, увы, ситуация иная. «Скученность, больные люди нервничают, совершенно непонятно, кто в очереди, а кто вне ее», — говорил первый заместитель председателя областного филиала партии «Нұр Отан» Галым Бекмагамбетов. Руководитель областного управления здравоохранения Сауле Кисикова подтверждает, что основное количество жалоб по оказанию госуслуг в этой сфере связано именно с очередностью. Причины носят комплексный характер: обеспеченность кадрами, степень загруженности докторов…Востребованные узкие специалисты, как правило, принимают пациентов не только по основному месту работы. При их очевидной нехватке, часть квалифицированных докторов большую часть времени проводит в призывных комиссиях.

К участковому врачу пациенты приходят на первичный прием, повторный, профилактический осмотр. А это, по существу, три разные очереди. Иногда, записавшись, люди не приходят («полегчало, само пройдет») или приходят не в то время, что обозначено в талоне. Так что до очереди, «как в ЦОНе», видимо, еще довольно далеко. Но шаг за шагом, по словам руководителя ведомства, наше здравоохранение к этому движется. В городской поликлинике №1 областного центра, Кокшетауской городской больнице с поликлиникой №2 и Аккольской центральной больнице установлены аппараты по выдаче талонов электронной очереди. Пока только для сдачи анализов, забора крови и прохождения флюорографических обследований. Очередность снизилась буквально в разы.

В городской поликлинике №1 работает электронная система предварительной записи к врачу. Чтобы записаться, есть несколько способов: мобильное приложение «Городская поликлиника №1», через терминалы «Кассы 24», в холле поликлиники установлен аппарат электронной записи к врачу. Это можно сделать и в регистратуре. Пока это можно назвать пилотным проектом. Но по мере создания условий, подобная практика будет расширяться.

Проблему очередности в значительной мере могло бы снять наличие приложений в мобильных телефонах, на которые поступали бы сообщения из органов здравоохранения. Но, понятно, здесь дело не только в медицинских работниках, но и в оснащенности, в денежных средствах, в нашем умении такими приложениями пользоваться. Надо учесть, что среди пациентов — множество людей пожилых.

«Кавалерийской атакой» проблемы не решишь

Вопрос качества оказания госуслуг — это, по сути, вопрос минимизации коррупционных рисков. Соблюдение стандартов — лучшая гарантия от возможных нарушений, — подчеркивал руководитель областного департамента по делам госслужбы и противодействию коррупции Берген Беспалинов.

Но что делать, если на некоторые госуслуги стандарты еще не разработаны? Среди четырех услуг, оказывать которые приходится при отсутствии стандартов, руководитель отдела земельных отношений Бурабайского района Рахат Сыздыков назвал и такую «Определение делимости и неделимости земельных участков» — услугу весьма востребованную.

Проблемы в работе госслужащих в сфере земельных отношений создают и несоответствие стандартов и регламента оказания госуслуг земельному законодательству. Так, общий срок рассмотрения обращения на предоставление права на земельный участок занимает до двух месяцев. Стандарт госуслуги — 30 рабочих дней. Четко не регламентирует пакет документов….

Наличие проблемных моментов, решить которые возможно только на республиканском уровне, ответственности с госслужащих, оказывающих услуги, конечно, не снимает. Делать это надо максимально качественно, открыто, быстро. И вносить свои предложения для скорейшего их решения. Пример коллегиального их поиска — диалоговые площадки в «Hұp Отан».

Поставленная Президентом страны задача «цифровизации процессов в госорганах, включая их взаимодействие с населением и бизнесом» чрезвычайно актуальна. Но как везде и всюду решаться она должна не «кавалерийской атакой», а поэтапно, по мере создания соответствующей базы и условий.

Нина МИТЧИНОВА.

By Нина Ивановна Митчинова

Корреспондент. Тел. (7162) 25-69-16

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts