Семейная реликвия в истории страны

Старший преподаватель специальности «Культурнодосуговая работа» Кокшетауского университета имени Абая Мырзахметова Дана Кубелековаавтор мультимедийной программы «ЦОР» (цифровой образовательный ресурс), разработанной ею в рамках программы «Рухани жаңғыру». Кроме того, она возглавляет самодеятельный театр вуза «ARTЭКСТ», который известен как победитель ежегодных республиканских конкурсов студенческих театров.

Интересна и история семьи преподавателя, которой она поделилась.

— Судьба моего отца Рахата Барысулы Кубелекова непростая. Его старшие братья и сестры в младенческом возрасте умирали. Эта участь ждала и моего отца, новорожденного младенца. Был 1945 год. Врачи давали неутешительный прогноз: температура не спадала, ребенок таял на глазах. В это время к деду Барысу приехал в гости известный казахский борец Кажымукан, его хороший друг. Дружба их связывала еще со студенческой поры, когда дедушка учился в Московском зооветеринарном институте. Видя слезы моей бабушки Акбопе, силач попросил разрешения взять на руки младенца. Взяв из люльки ребенка, он долго держал его на вытянутой руке, затем, сняв с себя рубашку, завернул в нее новорожденного. «Твой сын будет жить, можешь той делать!», — произнес он. И действительно, кризис миновал. Благословление и имя отцу «Рахат» тоже дал легендарный Кажымукан, крестный отец моего папы. Позже в семье родилось еще шестеро детей. По словам отца, рождение его сестер и братьев предсказал великий палуан. Бабушка, оказывается, увидела во сне семь звезд. Находящийся в гостях батыр сам спросил у нее: «Келин, ты же сон видела. Ну-ка, расскажи». Когда она передала содержание сна, знаменитый борец сказал: «Звезды — это ваши будущие дети».

Та рубаха Кажымукана, как талисман, реликвия, хранится в нашей семье. Она — семейный оберег, хранящий дух великого палуана, который был одаренным человеком, знавшим несколько языков, в том числе польский и французский. Он увлекался стихами, легендами и поэмами. Рубаха неимоверного размера, в которую свободно могут поместиться два-три человека, сшитая вручную, долгое время необъяснимым образом помогала отцу: иногда он ее вытаскивал, прикладывал к больному месту, и боль проходила. Баснословные деньги предлагали отцу за рубаху, но он отказался.

Говоря о преемственности поколений, семейных ценностях, нельзя не вспомнить моего деда Барыса, который будучи председателем колхоза, приютил выброшенных из трех грузовиков в морозной степи людей разных национальностей (иранцев, гагаузов, немцев). Услышав, что в степи зимой от голода и холода умирают люди, среди которых были и дети, он забрал их всех в колхоз и расселил по домам. Ведь отзывчивость, гостеприимность у казахов в крови — сами будут с голоду «пухнуть», но гостей накормят, посадят на почетное место. Национальная черта. От неминуемого расстрела НКВД за этот поступок (был донос, что он кормит государственным хлебом семьи врагов народа) его спасла встреча с Анастасом Микояном в Москве, к которому сразу же выехал накануне развивающихся тяжелых событий. «Зачем привезли в степь бедных людей? На медленную смерть? Не лучше ли было тогда сразу всех расстрелять? Как по-другому я мог поступить в этой ситуации?», — на эти смелые доводы дедушки влиятельный советский политик положительно отреагировал, и дед живым и невредимым вернулся домой.

Позже выжившие и вернувшиеся на родину иранцы регулярно с благодарностью читали «дуга» в память о моем деде Кубелекове Барысе Досмамбетулы.

А когда умер находившийся в опале и полной нищете Кажымукан, дед, ехавший в это время с совещания из Москвы и узнавший о трагическом известии, не боясь «черных воронов» — «үндемес», организовал его похороны.

Зачастую можно услышать мнение, что «выживает не тот, кто умный, а тот, кто приспосабливается». Но не будь таких людей, как Кажымукан, мой дед и отец, что с нами, их потомками, было бы сейчас? Хочу привести еще такой пример. Отцу было всего 26 лет, когда не стало родителей. А кроме него — еще шестеро братишек и сестренок. Тогда мой папа Рахат еще дружил с моей мамой Алтынай. Не отдать младших в детский дом, воспитать их, выучить, а позже женить и отдать замуж- поступок поистине героический. Отцу было всего 28 лет, а маме и того меньше, когда смогли самостоятельно сыграть свадьбу младшему братишке с соблюдением всех казахских обычаев и традиций. В таком молодом возрасте они получили почетный статус «кудалар» — сваты…

Работая сегодня вместе с такими педагогами, как Женис Бектемир и Болат Абдрахманов, стараемся не просто донести до сознания студентов такие понятия, как духовность, культура, этика, нравственность, идеология, а воспитать в них правильное мировоззрение. Если наш студент этичен, воспитан, у него правильные моральные устои, тогда для него на первом месте всегда будут стоять духовные ценности.

Ежегодные победы студенческого театра «ART‘ЭKCT» с постановками, получившими признание не только в Кокшетау (драма «Жизнь с лицом ангела», работа к 100-летию партии «Алаш», детский спектакль «ЗОЖ: загадочное открытие Жаклин», семейная драма «За пять минут» и др.), но и в республиканском масштабе, говорят о том, что, потенциал духовно-нравственных ценностей у молодежи наращивается, а культура с идеологией идут в ногу со временем.

Записала Бахыт МУХАМЕДРАХИМОВАTACOBA.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Фото предоставлено автором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также