Омбудсмен – «голос народа»

В своем Послании народу Казахстана «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны» Президент РК Касым-Жомарт Токаев озвучил 25 конкретных задач по повышению качества жизни граждан. Одним из важных аспектов повышения качества жизни является защита прав потребителей.

Для усовершенствования правовых норм защиты потребителей Комитет по защите прав потребителей работает над внесением второго пакета поправок в законодательство по защите прав потребителей. Разработан проект концепции, где предусмотрено создание Национальной ассоциации общественных объединений по защите прав потребителей, внедрение института омбудсмена.

Объединение общественных организаций на основе добровольного членства позволит обеспечить для всех участников равные возможности, консолидацию разрозненных общественных объединений по всей стране в одну систематизированную, материально и нормативно укрепленную неправительственную организацию по защите прав потребителей. А внедрение института омбудсмена по защите прав потребителей предлагает, что омбудсмен будет служить «голосом народа» и общественных объединений, который напрямую доведет существующие проблемы сфер и отраслей, где нарушаются права потребителей, до первых лиц государственной власти.

В июне 2020 года был принят первый пакет поправок в законодательство РК по вопросам защиты прав потребителей, в том числе и в Закон «О защите прав потребителей». Однако в ходе правоприменительной практики трехступенчатого механизма защиты прав потребителей немало казахстанцев, минуя первые две ступени досудебного урегулирования споров, т.е. предприниматель – госорган, сразу обращаются в суд. Хотя судебная практика показывает, что потребители обязаны последовательно пройти первые два этапа. В результате сложилась практика возврата судами исков потребителей. Для разрешения данной проблемы предполагается внести изменения в норму закона, исключив в нем лишние барьеры для реализации конституционного права потребителя на судебную защиту.

Действующим законом определен неполный охват видов нарушений потребительских прав, введенных в Кодекс РК «Об административных правонарушениях» (далее по тексту – КоАП). Например, в законе значительно увеличился перечень обязанностей предпринимателей (статьи 23 – 33-2), в то время как КоАП на сегодняшний день предусмотрены только 4 состава административных правонарушений, отнесенных к компетенции Комитета по защите прав потребителей. В связи с чем, ведется работа по передаче в подведомственность дополнительно рассмотрение административных дел по двум составам, предусмотренным статьями 157 и 190 (часть первая) КоАП.

Имеются пробелы в правовом поле электронной торговли. Потребители все чаще остаются незащищенными, сталкиваются с обманом и мошенничеством при приобретении товаров через интернет-магазины, что требует законодательного урегулирования. В связи с чем назрела необходимость в сфере электронной торговли разработать типовую форму договора между потребителем и предпринимателем, реестр добросовестных предпринимателей электронной торговли. Внедрить механизмы доставки товара, возврата денег потребителю, ответственности предпринимателей за несоблюдение требований законодательства о защите прав потребителей. И другие мероприятия, обеспечивающие уровень защиты потребителей в сфере электронной торговли.

Необходимо ввести распространение базовых принципов закона на сферы финансовых, страховых, банковских, жилищно-коммунальных, медицинских, туристских, транспортных и других услуг. Защита прав потребителей по данным видам услуг в рамках действующего закона устанавливается отраслевыми законами.

Общественные объединения потребителей предлагают законодательно расширить механизм общественного контроля, например, наделить их функцией проведения контрольного закупа образцов товара для оценки его безопасности и качества, урегулировать вопросы их финансирования, вернуть ранее существовавший институт начисления вознаграждений от сумм, возмещаемых потребителю, в случае подачи объединениями иска в интересах потребителей и удовлетворения судом предъявленных ими требований.

Изменения реально коснутся каждого потребителя. И, конечно, лучше быть готовыми к ним заранее. Считаем, что законодательное закрепление перечисленных нововведений выведет систему защиты прав потребителей на принципиально качественный уровень, а урегулирование имеющихся проблем повлечет положительные изменения в процессе защиты потребителей.

Светлана ЗАНЕГИНА,
руководитель департамента
по защите прав потребителей Акмолинской области.

Читайте также