Если творчески подходить к проблеме

Педагоги и психологи отмечают, что хорошая речь — это залог успешного обучения  детей в школе, вот почему одним из основных показателей уровня развития ребенка можно считать богатство его речи.

Работая с детьми, мы видели такую проблему, как низкий уровень речевого развития, недостаточный словарный запас, нежелание говорить, неумение детьми выражать свои мысли. Ситуация подтолкнула на изучение педагогических технологий, применяемых в работе с детьми в детском саду. Остановилась я на технологии ТРИЗ.

Взяв за вооружения ее элементы в работе с детьми, надеялась, что у детей появится искорка в глазах, заинтересованность в происходящем, появится желание говорить, никого не стесняясь, высказывать свои мысли. Нужно отметить, что среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, ТРИЗ занимает особое место.Что такое ТРИЗ?

Эта теория решения изобретательских задач была разработана бакинским ученым, писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. ТРИЗ – это прежде всего творческий подход к занятию, ко всему педагогическому процессу.

Работу по развитию речи детей начала с применения следующих элементов ТРИЗ. Использовала специальную игрушку-героя, от лица которой задавала вопросы, с ней проводила диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражала свое мнение, спрашивала и уточняла непонятное, порой ошибалась, запутывалась. У детей постепенно появилось стремление общаться и помогать ей, желание отвечать на заданные вопросы без стеснения, существенно увеличилась активность и заинтересованность детей. На каждое занятие выбирали игрушку необычную и оригинальную.

Применяла ТРИЗ сказки, т.е. сказки с додумыванием сюжета, постановкой проблемы и решением ее малышом. Очень важно, чтобы сюжет самой сказки был хорошо знаком, а действия героев понятны. Например, используя сказку «Колобок», предлагала детям изменить ее концовку на новый лад, чтобы сказка получилась доброй.

В работе по развитию речи детей я также  использовала материал Н.Радлова «Рассказы в картинках». По картинкам дети составляли рассказ. Очень интересная, содержательная иллюстрированная книжка, состоящая из красочных иллюстраций, имеет глубокое воспитательное значение.

Для педагогов это пособие будет хорошим помощником в занятиях по развитию речи, для родителей, надеюсь, станет настольной книгой. Известный методический прием Кольца Луллия является эффективным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи. Пособие очень нравится и детям. Они с удовольствием выходили и рассказывали о животном, которое выбрали. Например, ребенок выбирает медведя. Он должен стрелкой найти животное. Затем найти детеныша и его жилище. Получался небольшой рассказ о животном, который дети с радостью составляли, помогали тому, кто затруднялся с ответом.

Известно, что именно в свободной деятельности личность ребенка развивается более активно. Для этого на прогулках я использовала приемы фантазирования: оживление, увеличение, уменьшение и т.д. Например, предлагала детям оживить ветер, придумать, кто его мама, Кто его друзья. Описать характер ветра. Предлагала детям прием эмпатии — дети представляют себя на месте наблюдаемого: «А что если ты превратился в бабочку? О чем ты мечтаешь? Кого ты боишься?» и т.д.

Очень интересно было детям, когда они представляли себя каким-либо объектом. Например: «Представь себе, что ты дерево (кустик, камень, птица, собака и т.п.). Как ты растешь? Что ты чувствуешь? Что тебе нравится? Кого ты боишься? О чем ты мечтаешь?». Помогала затрудняющимся детям ответить на эти вопросы. Обращала внимание, на то, что деревьям плохо, когда их ломают. Животным больно, если их ударить, птицам зимой очень голодно. Эти «превращения» помогали малышам более внимательно и заботливо относиться к природе, живым существам.

Таким образом, в результате применения элементов ТРИЗ в свободной деятельности, непосредственно на занятиях у детей постепенно стало уходить чувство скованности, они стали преодолевать застенчивость. В глазах детей я увидела ту искорку, которую надеялась зажечь, постепенно стал пополняться словарный запас, появилась грамматически правильная связная речь.

Раушан Исмаилова, воспитатель детского сада «Еркемай»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также