Порядка пяти лет назад в Щучинске был сдан в эксплуатацию и принят на баланс жилищно-коммунального хозяйства долгострой — 88-квартирный дом по адресу ул. Луговая, 196 «А». К первоначальному проекту был достроен еще один подъезд — по нумерации первый — для увеличения арендного жилищного фонда. Жилкомиссия райакимата в строгом соответствии с законодательством распределила квартиры среди детей-сирот, стоявших в очереди, жильцов аварийного дома, переселенцев из экономически депрессивных регионов.
Это только цветочки…
Владельцы ветхой недвижимости, построенной еще в 1928 году, заселились в квартиры первого подъезда в 2014-м, а дети-сироты получили долгожданные квадратные метры в канун празднования декабрьских праздников годом ранее. Заключили типовые договоры. Арендная плата за жилье для новоселов составила не более 100 тенге за квадратный метр. То есть, за площадь в 50 кв.м., например, арендатор должен выплачивать порядка 5 тыс. тенге.
Но в радости наши новоселы, заехавшие, на первый взгляд, в благоустроенный дом, пребывали недолго. В первую же зиму многоэтажка «раскрылась» им сполна: полутеплые батареи, холодные стояки, сифонящие двери, пластиковые окна с выпавшим во всю их площадь конденсатом. Он же постепенно поразил стены и мебель. Штукатурку санузла в квартире №16 у Любови Фурсовой, например, «проела» красно-черная плесень. Избавиться от плесени — задача не из легких. Сколько ни три стены хлоркой и чистящими средствами, спустя время чернота, опасная для здоровья, разрастается снова.
В довершение такого «комфорта» свое нутро, в буквальном смысле слова, показывает и канализация. Для жильцов 26-ой квартиры на первом этаже убирать выливающееся через верх унитаза содержимое — что посуду на кухне помыть.
Осеннее обострение
С охотой дать комментарий по ситуации в этой многоэтажке согласился руководитель районного отдела ЖКХ Каиргельды Мусин. Возглавляет он учреждение с весны этого года, но о бедах жильцов знает еще и потому, что сам живет в этом доме. Правда, в другом подъезде.
По его словам, дело в том, что еще на этапе проектирования строительства были допущены ошибки. Дом стоит на концевом участке теплотрассы. Отопительная система подъездов состоит из 2-х труб обратки и только одной подачи. Более того, имелся зауженный участок подводящих сетей, недавно «Термо-Транзит» его заменил. А разводящие внутридомовые сети подают тепло сверху вниз.
Таким образом, специалисты говорят, что изначально дом этот не мог быть теплым. И хуже всего сложилась ситуация у жильцов первых этажей (пенсионерка Надежда Ковалева из 4-ой квартиры знает это как никто другой) и первого подъезда, который получает тепло-энергию в последнюю очередь — заведены коммуникации со стороны последнего подъезда.
Проблемы с канализацией тоже по большей части заложены при строительстве. Трубу наружных сетей проложили в позиции контруклона. Устранили эту грубую и неоправданную ошибку только в этом году. Тогда же, наконец, передали коммуникации на баланс для обслуживания ГКП на ПХВ «Бурабай Су Арнасы». Увеличили и мощности принимающей КНС.
Как видим, движение по исправлению ошибок проектировщиков спустя несколько лет началось. Но по большому счету, ситуацию пока не исправило.
При встрече с корреспондентом многие из жильцов откровенно признались, что уже отчаялись и просто перестали вносить арендную плату. Именно этот фактор последнее время является камнем преткновения между ими и райотделом ЖКХ. Взаимные претензии лишь обостряют положение. Жильцы продолжают копить долги — сегодня их уже около 6 млн тенге. Акимат всерьез подумывает о том, чтобы злостных неплательщиков в принудительном порядке выселить.
Вот только идти этим людям некуда. Переселяли их в равноценное жилье без права приватизации на срок решения вопроса по аварийному дому, где ранее прописаны. Кстати, в Щучинске остро нуждаются в переселении еще 27 семей, и только одна готова приобрести его в собственность в рассрочку. Это официальные данные по уже признанным аварийным домам. Но понимание того, что бесплатным жильем никого не обеспечат, заставляет людей отказываться от признания своего жилья ветхим, а значит и от переселения. Сегодня для жильцов первого подъезда даже не стоит вопрос выкупа этих квартир в частную собственность. Хотя они имеют на это полное право: при наличии соответствующей суммы, либо оплатив единовременно третью часть рыночной стоимости жилья с последующей рассрочкой. Но и жизнь в предоставленных новых квартирах тоже не мед. За коммунальные услуги приходят счета на оплату, судя по которым, страдать жильцы должны от жары, а не от холода. За теплоснабжение платят без какого бы то ни было перерасчета, утверждают они, — по 8-10 тысяч тенге ежемесячно. Всю зиму работают в квартирах «ветерки» и обогреватели. Таким образом, зимой электроэнергия выходит «золотая». Отдельная статья расходов — покупка медикаментов. Почти в каждой квартире по одному-два ребенка, кто-то еще ждет пополнения. Десятимесячная Ульяна, дочь Татьяны Николайчук, почти с рождения стоит на учете по пневмонии.
Обещанного ждут…
И вот, кажется, конец мучениям. Упоминаемый уже Каиргельды Мусин из райотдела ЖКХ заверил — в ближайшее время многоэтажку ждут серьезные перемены. В течении 7-10 дней подрядная компания, с которой договор уже заключен, увеличит объемы подачи тепла посредством установки дополнительных труб подачи тепла и обратки. В дополнение в первом подъезде обещали установить автоматический сбросник воздуха. Стык между первым подъездом и вторым, а также наружную сторону дома утеплят. И даже запланировали отремонтировать в следующем году крышу.
А пока вот такая непростая жизнь в арендованном жилье. Даже если бы кто-то из обратившихся в редакцию и мог позволить купить себе жилье, это были бы точно не эти квартиры. Так что козырять местным властям особо-то и нечем. За эти годы можно было довести до ума все недоработки, ведь деньги за арендное жилье все-таки поступают в бюджет, многие добросовестно выполняют свои обязательства. Логично бы было привлечь к ответственности застройщика — позади три гарантийных года обслуживания. Но, видимо, были причины не мешать застою в делах многоэтажки. Дискредитировать своих предшественников нынешний руководитель ЖКХ не стал. На вопрос почему ничего не предпринималось раньше, молча развел руками.
Алена ЕРИНА.
Бурабайский район.
Фото автора.