Маэстро Сапаргали Ахметжанов

Звуки большой страны
Дирижер, музыкант, руководитель оркестра — это все об одном человеке. Его имя людям сведущим скажет больше, чем любые должности и регалии. Ветерана сферы культуры кто-то знает как обладателя звания «Деятель культуры РК», а кто-то — как руководителя оркестров казахских народных инструментов Целиноградского и Аршалынского РДК. Одно из последних достижений музыканта — объединение районных оркестров казахских народных инструментов к гала-концерту областного смотра народного творчества «Ақмола жұлдыздары».

Он воплощает идею о слиянии мягкого и мелодичного звучания традиционных мотивов казахского народа и мощного, многоголосого оркестрового исполнения, находит путь к сердцам зрителей универсальным языком музыки.

Стаж в культуре выпускника факультета музыки и пения Целиноградского пединститута более 40 лет. По сей день предпочитает заниматься трудом созидательным, по зову души продолжает творить.

Родом Сапаргали Ахметжанов из Амангельдинского района бывшей Тургайской области. Домбра вошла в его жизнь лет в 16 лет, хотя народная музыка окружала с рождения, потому что отец был ее истинным ценителем, умело управлялся с любимым инструментом. Сегодня у Сапаргали-аға более 100 учеников, работающих по профессии в разных уголках Казахстана.

В течение последних двух лет маэстро, как зовут его музыканты, работающие под его началом, руководит сводным областным оркестром казахских народных инструментов. Результат занятий маэстро зрители увидели на нынешнем гала-концерте областного смотра народного творчества. Когда поднялся занавес — на сцене единым коллективом расположились восемь районных оркестров казахских народных инструментов. Музыканты в едином порыве сыграли произведение «Шаттық Отан», которое готовили к итоговой программе. Зрелище впечатлило и новизной, и массовостью, и силой звучания объединенного оркестра под управлением дирижера Сапаргали Ахметжанова.

Его программы и обучающая методика нацелены на то, чтобы созданные в районных Домах культуры ансамбли казахских народных инструментов вырастали в оркестры. А там, где нет еще и ансамблей, неунывающий человек намерен работать по своей методике даже с одним музыкантом, который, уверен, в будущем обязательно передаст знания молодым, сумеет увлечь, создаст коллектив.

Такое нововведение, практикующееся в сфере культуры области последние два года, это и стимул для сельских музыкантов, особенно молодых, стремящихся к росту, видящих себя дирижерами, делится наш герой. Его рабочие площадки — сцены и коллективы в Домах культуры области. «И такой график, — говорит, — не напрягает, потому что нравится видеть горящие глаза, желание научиться». Конечно, все происходит благодаря поддержке областного управления культуры, областного центра народного творчества, конечно же, заинтересованности директоров Домов культуры, самих музыкантов.

Задался маэстро большой целью — постараться создать оркестры в каждом районном Доме культуры. «Самодеятельное творчество, — продолжает он свою мысль, — развивается. Иные сельские дарования и самородки, не имея музыкального образования, выступают на уровне профессионалов, не использовать этот потенциал было бы непростительной ошибкой».

Оркестры казахских народных инструментов сегодня созданы в Атбасарском, Аршалынском, Зерендинском, Буландынском Домах культуры. «Конечно, легче работать в этом направлении там, где есть музыкальные школы, — говорит маэстро. — А еще там, где живут и трудятся увлеченные профессионалы. К примеру, в Буландынском РДК мой однокашник Виктор Романико, создав оркестр русских народных инструментов, ведет одновременно и коллектив казахских народных инструментов».

— Зачем все же объединять оркестры? Нельзя ли считать свою миссию выполненной, если в большей части районных РДК они появятся? Он терпеливо объясняет: «Это большой стимул для сельских музыкантов, которые ходят на репетиции, усиленно готовятся к праздничным программам, но по большому счету варятся в собственном соку. А какой это патриотический, мощный стимул для зрителя, который слышит неповторимую мощь, силу и созвучие древних народных инструментов. Ведь наша публика не часто бывает на концертах, где играет объединенный оркестр, подчеркну, участников самодеятельности нескольких районов, и со сцены льется народная музыка, не знающая блеклых тонов, приглушенных красок. К слову, я давно вынашиваю мысль: как было бы здорово, если бы гала-концерты проводились по итогам смотров народного творчества областей на республиканском уровне? Я сейчас говорю только о самодеятельном творчестве».

Этот человек живет интересами и чаяниями простых, увлеченных людей, которые творят на сценах сельских и районных клубов. И деятельность его поражает своей многогранностью: за желанием приобщить как можно больше людей к творчеству — и музыкантов, и зрителей, цели далеко идущие.

С сентября нынешнего года неугомонный, влюбленный в свое депо Сапаргали Ахметжанов начнет работать с коллективами ансамблей Дворца культуры «Горняк» Степногорска и Аккольского РДК.

Раушан УТЕУЛИНА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также