«Бата» аксакала акмолинской ниве

Мнение собственное
«Нет ничего благороднее занятия сельским хозяйством», — утверждали еще древние греки. «Хлеб наш насущный….даждь нам днесь», — произносят в ежедневной молитве верующие христиане. «Жер ана!» — «Земля-мать!» — с благоговением восклицают казахи. Еще в XVIII веке великий французский мыслитель Вольтер на вопрос: «Нужны ли крестьяне? — отвечал, — Да нужны, потому что кормят». А что может быть выше этого?

141-4-1

Поздравляю своих коллег с праздником не как сторонний наблюдатель, а как сопричастный к племени хлеборобов: почти полвека, начиная с 1955 года, трудился на благо процветания кокшетауской нивы. Так что жизнь сельских тружеников, их тяжелый, но благородный и столь необходимый для всего общества труд, знаю не понаслышке. Как аксакал (ведь мне почти 87 лет), видимо, имею моральное право дать молодому поколению, принявшему из рук ветеранов трудовую эстафету, несколько советов, пожеланий. Назову их по-казахски — «бата».

Ныне все большие площади зерновых размещаются по полям с минимальной обработкой, даже нулевой. И это надо приветствовать, так как сохраняется почвенная влага, предотвращается ветровая эрозия, снижаются затраты. И показательна роль технологий минимилизации в текущем году, когда собран рекордный за последние четыре года хлебный каравай. Ведь по минимальной обработке было посеяно около 3 млн га или 2/3. Но у меня возникают некоторые сомнения: а везде ли на этих миллионах гектарах выдержана необходимая технология? Разве нет полей, где вместо пшеницы — почти одни сорняки? 50 лет назад мы, агрономы, тоже широко пропагандировали, следуя методам Мальцева и Бараева, посев пшеницы по обработке стерни лущильниками на чистых от сорняков полях (в основном подпарки, т.е. вторая культура после пара). И урожайность была выше, чем по зяби. Но в ряде хозяйств с низкой культурой земледелия засевали поля по стерне, обработанной лущильником, сильно засоренные, и вместо хлеба получали бурьяны. Такие поля мы называли «ленивками». Хотелось бы, чтобы подобных «ленивок» не было.

Второе пожелание, причем оно напрямую связано с первым, при всех веяниях современности — не шарахаться от чистых паров. Это шараханье мы проходили еще при Хрущеве, который их сильно не любил. В их необходимости кое-как его убедили после засушливого лета. А Мальцев и Бараев учили, что должны внедряться зернопаровые севообороты, в которых доля чистых паров — не ниже 20% от площади пашни. Фактически в прошедшем и нынешнем годах — не более 10-12%. А почему? Чистые пары не только очищают поле от сорняков, но и накапливают влагу в почве, являются фитосанитарами в оздоровлении полей от болезней, аккумулируют питательные вещества в легкоусвояемой форме. Благодаря им создаются возможности для дальнейшего расширения площадей под ту же минимализацию, в том числе и нулевую обработку.

И ни в коем случае нельзя умалять значение агрохимии. Главная задача агрономов — неустанно повышать плодородие почв за счет внесения как минеральных, так и органических удобрений. Еще основоположник почвоведения Докучаев учил, что «земля как тарелка: что в нее положишь, то и возьмешь». К сожалению, внесение удобрений резко упало. Если в 1979 году, до создания областного производственного объединения «Сельхозхимия», хозяйства внесли 27,5 тыс.тонн минеральных удобрений, то в 1987 году было внесено уже 124,6 тыс.тонн или в 4,5 раза больше. А в текущем году — только 22,4 тыс.тонн. Удобренная площадь — 13,4%. Правда, широко применяли гербициды и пестициды, но они плодородия полей не повышают. А главными носителями или источниками плодородия почв являются гумус, перегной. Для поддержания бездефицитного гумуса необходимо вносить в паровое поле 40-60 тонн органики. А нынче вывозка и внесение навоза даже не включены в отчетность. Но земледелие успешно там, где оно сочетается с развитием животноводства. Это как бы два крыла птицы: на одном далеко не улетишь.

И последнее пожелание. Не сомневаюсь, что в условиях рыночной стихии крупные хозяйства способны преодолевать любые трудности. Меня беспокоит судьба мелких крестьянских хозяйств. Не имея современной техники, доступа к кредитам банка, они неконкурентоспособны. Наш Первый Президент, избрание которого 1 декабря отмечается как всенародный праздник, Нурсултан Абишевич Назарбаев верно указывает: «Одним из путей повышения производительности и эффективности в сельском хозяйстве является развитие кооперации мелких хозяйств…». 29 октября 2015 года им подписан Закон РК «О сельскохозяйственной кооперации». И с каждым годом создается все больше кооперативов. Но они почему-то в основном снабженческо-сбытовые. Наряду с ними призываю владельцев домашних хозяйств создавать производственные кооперативы, объединяя земельные паи, имеющуюся технику и, разумеется, труд. Как крупные предприятия, они получат доступ к кредитам, станут конкурентоспособными. Возрастет занятость населения, что уменьшит отток людей в город. А в аулах и селах появится подлинный хозяин, решающий вопросы их развития и благоустройства.

Труд земледельца почетен и важен, это, обращаясь к нему, написал поэт:

«Растите хлеб! Мы за него страдали,

И долгими ночами на полях,

Как мать над сыном

Мы над ним не спали.

Растите хлеб- историю страны.

Растите хлеб — грядущую опору.

Дороже он, чем всех сокровищ горы.

Он — наша жизнь, а жизни нет цены…»

Владимир КОРЯБКИН,
труженик тыла,
персональный пенсионер за заслуги перед республикой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также