Быть готовым к переменам

100-1В Плане нации «100 конкретных шагов» серьезное внимание уделяется развитию образования. В целях выполнения задач, поставленных в 76-79 шагах, в образовательный процесс отрасли внедряются новые методики обучения и воспитания, разрабатываются способы и средства педагогической деятельности, вводятся изменения и дополнения в нормативнозаконодательные документы, обновляются образовательные программы и учебники.

С 2016-2017 учебного года начнется поэтапное внедрение нового содержания образования по опыту «Назарбаев Интеллектуальные школы», произойдут значительные изменения в структуре и содержании образовательного процесса в первых классах. В связи с этим по всей республике идет подготовка педагогических кадров.

096-1-4В эту работу активно включился и наш институт. С февраля текущего года филиалом АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области» проводились курсы в рамках обновления содержания образования для учителей начальных классов, музыки, изобразительного искусства, казахского, русского, английского языков, завершившиеся на прошлой неделе. За это время свой багаж знаний у нас пополнили 1820 акмолинских учителей — доведенный до филиала план выполнен полностью. Причем для удобства учителей наши тренеры провели выездные курсы почти во всех районах области. Проводимые периодически для анализа качества усвоения получаемых на курсах знаний квалификационные экзамены, как правило, показывают хорошие результаты.

Новая модель образования предъявляет новые требования в подготовке педагогических кадров: меняются цели и способы педагогической деятельности, работа в рамках инновационного подхода в обучении, программное и методическое обеспечение образовательного процесса, способы и формы оценивания учебных достижений учащихся.

Главная цель проводимых курсов: совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы по предметам и внедрения системы критериального оценивания. Содержание курсов направлено на изучение новых подходов в обучении и преподавании.

096-2-2

Их слушатели с энтузиазмом изучают активные методы обучения, анализируют обновленные программы по предметам, модель критериального оценивания, учатся разрабатывать краткосрочные планы, изучают ресурсное обеспечение уроков, приобретают ключевые навыки моделирования современного урока. Развивая навыки критического мышления, они на себе экспериментируют обновление, работая индивидуально, в паре, в группе.

Качественное изменение образования невозможно без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе, нового отношения к ученику. Учитель должен понимать суть изменений, смысл нового качества образования и новых образовательных результатов. Мы знаем, что нововведения часто сталкиваются с противостоянием, рядом сложностей и недопониманием. Не секрет, что есть контингент людей с консервативным типом мышления, которые с трудом меняют привычный образ жизни или испытывают неуверенность перед нововведениями.

Большая роль в изменении взглядов по вопросам модернизации содержания образования принадлежит тренерам института повышения квалификации. Они обеспечивают не только понимание актуальности и необходимости обновления образовательного процесса, но и учат использовать педагогические подходы и учебные материалы в соответствии с обновленной образовательной программой, формируют навыки, необходимые при ее реализации. В ходе занятий идут дискуссии и обмен мнениями, обсуждается степень новизны и демократичности процесса обучения. В процессе работы многие учителя меняют свои убеждения, переосмысливают себя, подтверждая слова Конфуция «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Учителя отмечают положительные моменты содержания курсов и новой программы, которые направлены на развитие у учащихся критического мышления, творческого восприятия знаний, самостоятельности, на реализацию их потребностей, повышение мотивации к изучению предметов.

15 наших специалистов, прошедших специальное обучение по обновленной программе содержания образования, стали тренерами и успешно работают с целевыми группами учителей региона. Кроме того, тренеры Ольга Бурдинская, Аят Аубакиров, Баян Суюндыкова, Сауле Жумажанова, Рауза   Салмуратова   и   Асем Абдраимова выезжали в командировки в Алматинскую, Южно-Казахстанскую, Восточно-Казахстанскую области с целью преподавания на таких же курсах в этих регионах.

На современного учителя возложена большая ответственность за качественное внедрение обновленного содержания образования. Ему предстоит реализовать знания, приобретенные в ходе курсовой подготовки, используя совершенно новые подходы в обучении. Это требует компетентности, гибкости, способности воспринимать и принимать инновации, быть готовым к переменам. И, пожалуй, самое главное, он должен постоянно совершенствоваться и учиться, не забывая слова Константина Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, и как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.

Айгуль ЗЕЙНЕЛОВА,
зав. кафедрой филиала АО «НЦПК «Өрлеу» по Акмолинской области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также