Планом нации по реализации пяти институциональных реформ «Сто конкретных шагов» Главы государства Нурсултана Назарбаева предусмотрено изменение концепции работы антимонопольной службы и ее приведение в соответствие со стандартами Организации экономического сотрудничества и развития (53 шаг).
В рамках реализации 53 шага проводится работа по приведению антимонопольного законодательства Республики Казахстан в соответствие с лучшей мировой практикой и международными стандартами. Для реализации поставленных задач было принято решение о двухэтапном подходе по приведению законодательства РК в области защиты конкуренции в соответствие со стандартами ОЭСР.
В октябре прошлого года Глава государства Нурсултан Назарбаев подписал Предпринимательский кодекс РК, в который были имплементированы нормы Закона РК «О конкуренции», а также предусмотрены новшества, направленные на либерализацию антимонопольного регулирования, приведение норм действующего антимонопольного законодательства с учетом его целей и задач на снижение административных барьеров и нагрузки на бизнес в целях стимулирования роста и укрупнения субъектов бизнеса. В настоящее время ведется работа по совершенствованию антимонопольного законодательства в рамках второго этапа. В частности, разработан проект закона, предусматривающий внесение поправок в ПК и иные законы (в настоящее время внесен на рассмотрение в Правительство РК). Учитывая проведенный представителями ОЭСР обзор антимонопольного законодательства РК, предполагается внесение системных изменений и дополнений в ПК, а также ряд законодательных актов, направленных на пересмотр базовых принципов работы антимонопольного органа.
К основным поправкам, предусмотренным законопроектом, относятся следующие: внедрение эффективных инструментов для проведения расследований по фактам нарушений ан-тимонопольного законодательства (например, предлагается сократить срок утверждения заключения по итогам расследования до 10 календарных дней), изменение подходов к государственному контролю за экономической концентрацией. В частности, рассмотрение ходатайств о даче согласия на экономическую концентрацию, которые не имеют влияния на уровень конкуренции, будет осуществляться в течение 30 календарных дней. При этом в случае наличия признаков установления рыночной власти по результатам совершения сделки будет проводиться более детальный анализ состояния конкуренции на предмет установления ее возможных последствий на товарный рынок и наличия признаков ограничения конкуренции в сроки более одного месяца (при рассмотрении материалов совершаемой сделки могут запрашиваться мнения экспертов и иных заинтересованных лиц, независимых агентств, представителей конкурентов или потребителей такой компании).
Законопроектом предусмотрены изменения и дополнения, вытекающие из рекомендаций ОЭСР, в отношении изъятий к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям. В частности, поправки предусматривают распространение норм антимонопольного законодательства на соглашения об осуществлении исключительных прав (на объекты интеллектуальной собственности), если такие соглашения носят антиконкурентный характер и могут создавать угрозу для конкуренции. Ожидается внедрение института антимонопольного ком-плаенса (согласие, соответствие — прим. ред.) как инструмента профилактики в целях минимизации рисков совершения нарушений антимонопольного законодательства.
Преимуществом внедрения данного института является предупреждение нарушений на раннем этапе. По сути, комплаенс — это система управления рисками, ведь законодательство в области защиты конкуренции включает много рисков: при злоупотреблении доминирующим или монопольным положением, недобросовестной конкуренции; изменение подходов к признанию доминирующего положения субъекта рынка. В рамках предложенных поправок конкретизируется понятие доминирующего положения, исходя из наличия рыночной власти субъекта рынка, а также случаи признания доминирующего положения финансовых организаций. Кроме того, в связи с неоднозначной практикой его толкования из качественных характеристик доминирования исключается такое обстоятельство, как информация о цене и (или) об условиях реализации этого товара на соответствующем товарном рынке, совершенствование подходов в части определения монопольно высокой и низкой цены. Наряду с вышеперечисленными основными поправками законопроектом предусмотрено совершенствование функционирования субъектов квазигосударственного сектора.
В целом законопроект учитывает лучший мировой опыт и практику антимонопольного регулирования. Внесение поправок в действующее законодательство не только позволит усилить институциональную роль антимонопольного органа РК, но и создаст условия для дальнейшего совершенствования антимонопольного законодательства, что, в свою очередь, окажет положительный эффект на уровень конкуренции на внутренних рынках и состояние экономики страны в целом.
В рамках IX Астанинского экономического форума с темой «Новая экономическая реальность: диверсификация, инновации и экономика знаний», который состоится 25-26 мая текущего года, одна из сессий будет посвящена вопросам конкуренции.
Ербол ЕСИРКЕПОВ,
руководитель департамента КРЕМ и ЗКМНЭРКпо Акмолинской области.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.