Участниками областной конференции «Антикоррупционная культура — одна из основ обеспечения эффективности управления государственным имуществом, реализации социально—культурных функций государством» стали представители кокшетауских организаций образования и здравоохранения.
— Мы пригласили людей самых благородных, нужных обществу профессий, — говорил модератор конференции, руководитель областного департамента по делам государственной службы Куаныш Жапаков. — Вдвойне обидно видеть отдельных медицинских работников и педагогов в числе людей, совершающих коррупционные правонарушения.
Проверки расходования бюджетных средств в органах здравоохранения, проведенные за период 2014-2015 гг., выявили ряд серьезных нарушений, в бюджет возвращено более 191 млн тенге, к дисциплинарной ответственности привлечено 29 должностных лиц. Такие данные привел в своем выступлении руководитель отдела государственных закупок и правовой работы областного управления здравоохранения Рустем Баймагам-бетов. Среди проводимых антикоррупционных мероприятий он отметил эффективность работы наблюдательных советов, на заседаниях которых коллегиально решаются финансовые вопросы, гласно осуществляется распределение средств, полученных в качестве спонсорской помощи…
О большом потенциале корпоративного управления как эффективной формы общественного контроля говорил и заместитель руководителя областного управления образования Валерий Гамазов. Через наблюдательные, попечительские советы, наделение их реальными управленческими функциями ситуация должна быть значительно улучшена. Содействовать этому может и реформирование государственного имущества, изменение организационно-правовых форм учреждений образования.
— Коррупция — не просто правонарушение, она подрывает веру в эффективность государства. Система образования, являясь частью общества, также подвержена проблемам, которые могут подрывать устои государственной системы. Имеющиеся факты уголовно наказуемых преступлений в организациях образования бросают тень на всю педагогическую общественность, порочат высокое звание учителя, — говорил Валерий Георгиевич.
Куаныш Жапаков акцентировал внимание на том, что в обыденном сознании часто происходит подмена понятий: «Пресловутые «поборы» с родителей, которые иногда клеймят как коррупционные, таковыми быть не могут по сути своей, ибо здесь не присутствует факт личного обогащения учителя или руководителя школы. Да и то, что часто называют «поборами», делается по инициативе большинства мам и пап, чтобы создать условия для своих детей, к которым приучили их дома».
Общеизвестно, что бюджет органов образования, главным образом, включает расходы на заработную плату работников, на ежедневное содержание школ и детских садов, денег выделяется очень немного.
У многих родителей возникает желание помочь с наведением уюта в классных комнатах, обеспечить детей качественной питьевой водой, приобрести гигиенические средства…
— Все это можно сделать в рамках существующего законодательства, — объяснял Валерий Гамазов. — Открыть специальный счет для спонсорской благотворительной помощи в органах казначейства, написать индивидуальное заявление на имя директора школы, можно купить и принести что-либо, при этом обязательно оприходовать через бухгалтерию…
Но все это только на добровольной основе и по личной инициативе родителей. Закон РК «Об образовании в Республике Казахстан» содержит прямую норму, запрещающую незаконный сбор родительских средств.
В каждом из выступлений, прозвучавших на конференции, недостаточный уровень правовой культуры граждан, низкая информированность о возможных коррупционных рисках назывались в качестве причин, порождающих коррупционные проявления. К примеру, пациент, желающий выразить благодарность лечащему врачу каким-либо подарком, подвергает того опасности быть обвиненным в коррумпированности.
Основная часть коррупционных правонарушений в сферах образования и здравоохранения связана с госзакупками, нецелевым использованием бюджетных средств. Об этом свидетельствуют результаты проводимого на системной основе внутреннего и внешнего анализа коррупционных рисков, антикоррупционного мониторинга. По данным, приведенным заместителем руководителя областного департамента по делам государственной службы Ерлазом Жайыкбаевым, только в 2015 году и только в 16 государственных учреждениях выявлено 186 коррупционных рисков. Подавляющее их большинство (123) касаются оказания государственных услуг, 22 — контрольных и разрешительных функций, 29 — прохождения государственной службы… Важность такой работы очевидна: для того, чтобы ликвидировать условия, способствующие коррупционным деяниям, их надо выявить. Среди различных методов мониторинга особое место занимают изучение публикации в СМИ, обращений физических и юридических лиц, результатов социологических опросов, информации государственных органов. Детально исследуются причины совершения правонарушений лицами, признанными виновными в законодательном порядке.
— Работа, проводимая по первым 15-ти шагам Плана нации уже дает свои результаты, — говорил Ерлаз Мухтарович. — Но повышению эффективности противодействия коррупции препятствует сложившаяся в нашем обществе терпимость к этому злу.
О том, что государственная корпорация «Правительство для граждан», создание которой предусмотрено сотым шагом Плана нации, не только кардинально улучшает качество и сроки оказания государственных услуг, но и минимизирует коррупционные риски, рассказала руководитель департамента ЦОН филиала НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по Акмолинской области» Салтанат Кенжетаева.
Нина МИТЧИНОВА.