Турсынбек МАЛИКОВ,
доктор педагогических наук,
профессор КГУ им. Ш. Уалиханова,
член Союза журналистов РК.
Один из лауреатов Нобелевской премии заметил, что страны, обеспеченные богатыми материальными ресурсами, не имеют объективной необходимости для развития своего научно-технического и интеллектуального потенциала. Это явление он образно назвал «проклятием ресурсов». На самом деле эта сентенция по содержанию не нова, она, если говорить научно, является частным проявлением всем известного принципа экономической детерминации, разработанного еще К.Марксом. Есть различные вариации простого выражения этой мысли и в народном творчестве различных национальностей. Фраза «проклятие ресурсов» стала крылатой, вероятно, потому, что ее автор смог выразить свою мысль гениально просто и лаконично. Мне кажется, что есть много подобного рода «проклятий» в меньших масштабах человеческих взаимоотношений, природа которых едина с социальными последствиями, исходящими из обеспеченности ресурсами.
Это явление движимо вполне естественным желанием человека к достижению благ и удовлетворения собственных пристрастий с меньшими усилиями, затратами, физическими, волевыми напряжениями, которые вполне понятно не украшают его жизнь. Попадание в ситуацию, когда возможность продолжения полноценной жизни существует только через преодоление конкретных, жестких, но проходящих вызовов в том или ином проявлении, способствует развитию креативных и нравственных качеств личности. Эта простая сентенция помогает понять некоторые не совсем простые ситуации в жизни человека, на которых мы и остановимся.
Например, можно наблюдать подобные явления в сфере воспитания: дети богатых людей тоже лишены объективных вызовов и мотивов для развития своего нравственного и интеллектуального потенциала. И поэтому, если развитие личностных качеств понимать как один из приоритетных ценностей в жизни человека, то можно говорить о «проклятии богатства». Действительно, разболтанность, отсутствие стремления к значимым целям, нравственная и интеллектуальная ограниченность наблюдается у многих отпрысков богатых людей. Естественно, речь идет о некоторой общей тенденции, а не о конкретных примерах, которые могут выпадать из такой закономерности.
Другой пример. Первые годы работы молодых педагогов в школе насыщены вызовами, которые совершенствуют его профессионализм, его моральные, нравственные качества намного интенсивнее, чем в вузе. Здесь с некоторым допуском можно сказать о «проклятии вузов». Насколько эффективно воспитывают детей начинающие свою трудовую деятельность учителя не совсем понятно, но то, что дети реально влияют на становление будущих педагогов — это точно. Дидактического совершенствования требует каждый день работы молодого педагога: это не университет, где можно было как-то выкрутиться, это класс с тридцатью учащимися, которые ждут от него полезного да еще интересного урока. Естественно, такие ситуации ведут к развитию профессиональных компетенций педагога. Общение с детьми дает многое и для нравственного совершенствования учителей любого возраста.
Одна девочка испытывала большие трудности в усвоении математики и это сильно огорчало ее, сидела тихо на уроке, развивался настоящий комплекс. Учитель тактично не вызывал ее к доске и тем более никогда не ругал, старался помочь, дополнительно работал с ней. И вот, наконец, она робко подняла руку, желая доказать ни много ни мало солидную теорему. В классе воцарилась непривычная тишина, другие дети разом опустили руки (могут же быть тактичными). А дети этого класса были очень подвижными, шумными, только на предыдущем уроке они довели до слез молодую учительницу по физике. Затаив дыхание слушали они свою одноклассницу и стали аплодировать оценке «отлично», которую захотелось выставить учителю, хотя она была несколько завышенной. Девочка шла к своей парте как победитель, смешная, но счастливая. В дальнейшем она неплохо успевала по математике и так же, как остальные, шумела во время уроков и учитель про себя отмечал, что ее шалости доставляют ему удовольствие.
…Можно еще говорить о «проклятии красоты». Разве мы не имеем достаточно примеров, которые дают повод говорить: «не родись красивой, а родись счастливой». Как-то попал на прием к стоматологу, молодой и красивой женщине, и не удержался сказать: «У вас есть все, чтобы быть не совсем хорошим специалистом»
-И что же это?
— Это ваша красота и молодость.
Но, к моему счастью, я попал к исключению из правил.
…В жизни нередко посредственные личности назначаются по тем или иным причинам (по знакомству, по блату) незаслуженно на те или иные ответственные должности. Но очень часто такие люди «дорастают» до этих кресел, должность подтягивает их: постоянные проблемы, необходимость принятия тех или иных решений заставляют их думать, быть ответственными, развивают активность и другие организаторские и коммуникативные качества, которые востребованы в работе с людьми. А способные люди, не оцененные в свое время должным образом, вследствие проклятия «бездействия» превращаются в серые личности, таких людей часто можно встретить среди алкоголиков, наркоманов.
И наконец, война, этот сгусток всех действительных, настоящих проклятий, кризис всего человеческого, гуманного. Она является колоссальным вызовом всем максимально допустимым возможностям человека. Люди, пребывавшие значительное время в состоянии напряжения всех своих моральных, нравственных, интеллектуальных и физических сил, совершают восхождение к Олимпу нравственного и морального совершенства, на которое они вообще способны…
Но, естественно, нам не нужны такого рода методы совершенствования личности. Пусть лучше мы будем не такими умными и нравственно чистыми, а просто глупыми и счастливыми. Пусть нас в этом году постигнет «проклятие» мира.