План нации: Местное самоуправление
В стране началась поэтапная передача дополнительных полномочий органам местного самоуправления.
Второго ноября минувшего года Глава государства Нурсултан Назарбаев подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития местного самоуправления в Республике Казахстан». В Законе, а затем в своей статье «План нации — Путь к казахстанской мечте» Елбасы обозначил сроки и порядок наделения дополнительными функциями органов местного самоуправления.
Всего намечены три этапа: 2016-2017 годы -первый, с 2018 года начинается второй и с 2020 года — третий. Так, на первом этапе в соответствии с рекомендациями 97-го шага Плана нации «100 конкретных шагов», предусматривается передача акимам городов, сел, поселков и сельских округов дополнительных функций по управлению земельными ресурсами, согласованию кандидатуры акима на назначение, инициированию вопроса о его освобождении и решению других вопросов местного значения.
А самое главное, на этом этапе будет усилен налоговый потенциал местного самоуправления. Акимам сел и сельских округов будет передано право взимания дополнительно двух налогов — на транспорт и земельный налог с юридических лиц.
На втором и третьем этапах уже начнется реальное формирование бюджета местного самоуправления в качестве самостоятельного уровня госбюджета, введение института коммунальной собственности МСУ, создание представительного органа местного самоуправления.
Сейчас мы находимся на первом этапе. Работу по реализации 98 шага Плана нации мы начали с формирования, уточнения собственных источников доходов. В прошлом году по нашему Красноярскому сельскому округу было собрано налогов в размере 23 млн 253 тыс. тенге. Речь идет о четырех налогах с физических лиц на землю, имущество, транспорт и индивидуальный подоходный налог. Сейчас в соответствии с новым законом добавились еще два вида налогов. Это налог с юридических лиц на землю и транспорт.
Кроме того, при уточнении собственных источников мы учли и небольшие ручейки поступлений, как доходы от оказания платных услуг, сборов за торговлю в специально установленных местах, штрафов за нарушение правил благоустройства, установку билбордов, антенн, вышек операторов связи Kcell и Megaline и прочих источников. Сюда же относятся поступления в виде арендной платы помещений в Доме культуры и во всех школах. Поскольку эти учреждения находятся под управлением акимата, оплата тоже идет к нам.
С выходом Закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты по вопросам развития местного самоуправления в РК» мы в течение двух с лишним месяцев провели большую работу: сделали довольно сложные расчеты. Готовясь к переходу на свой бюджет, проанализировали, сколько у кого земли, имущества, техники и т. д. Определились также с членами местного сообщества, а это 120 человек, провели два собрания.
В результате пришли к выводу, что в начавшемся году сможем собрать порядка 36 млн различных налоговых поступлений. Цифра эта реальная. Все налоги будут в обычном порядке поступать в городской бюджет, а они будут перечислять нам. Без какого-либо удержания.
Как уже сказано, бюджет органов местного самоуправления окончательно будет сформирован к 2018 году. Но, тем не менее, эти 36 млн тенге, я считаю, будут первоначальным, можно сказать пробным самостоятельным бюджетом нашего Красноярского сельского округа.
До этого как было? Формирование бюджетных программ и мероприятий проводились от имени местного населения, однако сам народ не вовлекался в процессы их разработок и утверждения. Мы, местные акимы, не имели самостоятельности в вопросах распоряжения финансовыми и материальными ресурсами.
Такую оперативность нам дает свой самостоятельный бюджет. Раньше, чтобы провести новогоднюю елку, чествовать ветеранов, отремонтировать улицу и тротуары или посадить деревья, каждый раз с протянутой рукой бегали к предпринимателям, искали спонсора. Постоянно писали письма в городские акимат и масли-хат — просили денег. Потом ждали, когда объявят сессию и когда маслихат примет положительное решение.
Естественно, самостоятельный бюджет местного самоуправления не означает бесконтрольность. У нас создана и действует своя ревизионная комиссия. Кроме того, нас будут контролировать фискальные органы и горакимат, в административном подчинении которого продолжаем оставаться.
В прошлом году мы отремонтировали более 4 км дорог. В начавшемся планируем еще больше. Провели освещение по улице Энергетиков и Мира. Повесили порядка 30 фонарей.
Задачи перед нами стоят большие. Львиная доля пробного бюджета будет направлена на ремонт дорог. В настоящее время у нас продолжается реконструкция водопровода и канализации. Словом, дел хватает.
В аппарате акимата сельского округа работают 10 человек. Некоторые говорят, что это слишком много. Я не согласен с этим утверждением. В округ входят пять поселков: села Красный Яр, Чайкино, Нурлы Кош, Кызыл Жұлдыз и Элита, в которых проживают 13 тыс. человек. Для сравнения, во всем Ерейментауском районе население составляет столько же, а если взять Егиндыкольский и Коргалжынский, нас в разы больше. А ведь в этих районах имеются суды, отделы полиции, прокуратуры. Так что аппарат не такой уж большой. У нас один из самых больших сельских округов в области.
В завершение хочу сказать: местное самоуправление было объявлено давно, но только сейчас делаются первые конкретные шаги в этом направлении. Новый закон предусматривает регулирование общественных отношений, возникающих при организации местного самоуправления, втом числе повышение роли населения, его участие в качественном решении вопросов местного значения. Это уже немало.
Базарбай АБУОВ,
аким Красноярского сельского округа г. Кокшетау.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.