Компетентное мнение
Сайгак, как и лошадь, — знаковое животное в Центральной Азии, олицетворяющее развитие степной цивилизации. Сохранить популяции сайги помогут совместные действия отечественных ученых и природоохранных ведомств. Для спасения степной антилопы необходимо принять профилактические меры до весны 2016 года.
Еще в недавнем прошлом она являлась фоновым видом копытных животных, численность которых превышала 1 млн голов. Ныне в республике обитает три, почти полностью изолированных друг от друга, популяции сайгаков — бетпакдалинско-арысская, устюртская и уральская.
Сайгаки — постоянно кочующие животные, в течение года они преодолевают 3-4 тысячи километров. Для них наиболее постоянными и ограниченными по площади являются места зимовок и массового окота. Отмечен очень слабый контакт с домашними животными, вследствие чего особой конкуренции между ними нет. Кор-моемкость пастбищ республики в полном достатке может обеспечить годовой рацион от 2 до 3 млн сайгаков без нанесения ущерба окружающей среде. Они же частично удобряют почву, втаптывают семена, благодаря их копытам происходит опыление многих редких растений, эндемиков Степи. Все это свидетельствует о возможных колоссальных перспективах разведения степных антилоп на территории Казахстана — не только как видового разнообразия, но и в перспективе как промыслового вида копытных.
Под угрозой вымирания
За небольшой промежуток времени (последние 27 лет) казахстанские популяции претерпели существенные изменения. Резкий спад численности сайгаков наметился, начиная с 1988 года, а в 2000-м их количество снизилось до 34800, и в 2003 году достигло критической отметки — 21200 голов.
Надо отдать должное природоохранному ведомству республики. Благодаря усилению охранных мероприятий и активизации деятельности специальных мобильных групп по защите редких видов животных, численность сайги в последующие годы стала заметно возрастать. Так, в период 2004-2009 годов их количество повысилось с 30000 до 81000 голов. За последние пять лет, с 2010-го — к началу 2015 года, эта цифра увеличилась в 3,6 раза, и достигла 295470 голов.
Сайгаки — представители копытных сухих степей и пустынь с жарким климатом — очень боятся влажной погоды с резким понижением температуры. Проводя исследования на территории низовья р. Сарыторгай (июнь 1986-1987 годов), мы установили, что сайгаки очень чутко реагируют на осадки. Если в обычные дни летнего месяца стада на лучших пастбищах насчитывали от 80 до 300 голов, то после проливного дождя животные за день мигрировали. После чего здесь встречались лишь сайгаки-одиночки. Аналогичное поведение было зарегистрировано и в последующие годы.
Последняя крупная по своим масштабам эпизоотия отмечена в мае 2015 года на территории сразу трех областей. Первый случай падежа сайгаков (117 голов) зарегистрирован 11 мая в урочище Жолаба Жангельдинского района Костанайской области. В это же время массовый падеж был отмечен в Актюбинской и Акмолинской областях. Всего по состоянию на 22 июня 2015 года было утилизировано 148800 туш сайгаков, из них в Костанайской области — 127775, Актюбинской — 10358 и Акмолинской — 10667.
Погибло около 50,4% всего поголовья сайгаков Казахстана, или 61,4% этих копытных бетпакдалинской популяции. К настоящему времени оставшиеся животные рассредоточены мелкими группами на значительной территории, что затрудняет ведение мониторинга и оперативной охраны. До настоящего времени у экспертов существовали две ключевые версии причин возникновения массового падежа.
Первая, как основная, базировалась на причине изменения климата, когда в данной зоне за одну неделю выпало 3-4 нормы осадков.
Безусловно, это основной фактор, вызвавший острую тимпанию рубца желудка сайгака с переходом в анаэробную эн-теротоксемию и пастереллез. Болезнь вызывается поеданием животными сочной зеленой травы, увлажненной обильными атмосферными осадками. Брожение корма в пищеварительной системе сайгаков провоцирует бурное размножение соответствующих бактерий (вздутие), выделяющих токсины, проникающие через кровеносные сосуды и внутренние органы, поражая нервную систему.
Значительному ослаблению материнского организма способствовала и возрастная биология плода. Именно в последний месяц беременности масса плода увеличивается в два раза. Если учесть, что сайгаки могут оттягивать сроки отела в неблагоприятные дни (в поисках сухого места), положение материнских особей еще больше осложнилось. В основной массе пало материнское поголовье, причем значительное их количество пало на стадии самих родов.
При резком снижении иммунитета животного выявляется пастереллез (pastereullosis; синоним геморрагическая септицемия) — инфекционное заболевание, относящееся к группе зоонозов, протекающее как септическое заболевание. Возбудителем пастереллеза являются бактерии рода Pasteurella сем. Brucellaceae. Они обладают патогеннос-тью. Заболевание сопровождается септицемией, симптомами поражения верхних дыхательных путей и энтеритом. Весьма широко распространено бациллоносительство.
Наряду с казахстанскими учеными данное заключение подтвердили специалисты Российского сельхознадзора в референтной лаборатории по особо опасным болезням. Во всех пробах они обнаружили возбудителя геморрагической септицемии, или пастереллеза. Именно он стал причиной падежа сайги в Казахстане. Комиссия экспертов Министерства сельского хозяйства РК обнародовала данное заключение.
Эффект «бутылочного горлышка»
Одной из существенных причин снижения жизнеспособности сайгаков, на наш взгляд, является резкое обеднение их генетического разнообразия, вызванное эффектом «бутылочного горлышка». Такое понятие в генетике отражает резкое снижение генетического разнообразия, которое происходит между двумя циклами динамики численности (критического спада и подъема). Кривая узкой части схожа с горлышком бутылки, отчего и такое образное название.
После катастрофического снижения численности происходит обеднение генофонда вида, и при последующем повышении численности генетическое разнообразие не восстанавливается. Возникают условия для инбридинга (родственное спаривание) и варьирования частот аллелей в генотипе вида.
Действовать на опережение
Если в мае 2016 года в местах массового окота сайгаков будет холодная и дождливая погода, то их гибель от пастереллеза неизбежна. Таков негативный прогноз. Но как избежать нового падежа животных, сохранить популяцию?
На основании проведенных исследований считаем необходимым проведение ряда профилактических мер до весны следующего года.
Во-первых, необходимо осуществить опрыскивание водным раствором противопастереллезной вакцины, разработанной в научно-исследовательских институтах МОЙ РК с вертолетов на малой высоте степной растительности в апреле на территории мест массового окота сайги. Как показал эксперимент, у антилоп после поедания пучков сена, обработанных вакциной, в организме вырабатывался стойкий иммунитет против пастереллеза в течение 6 месяцев.
Во-вторых, следует провести исследования по определению границ массового окота сайгаков с целью дальнейшего опрыскивания вакциной и создания комфортных условий для родов. Особенно необходимо усилить охрану мест массового окота сайгаков, так называемых «зон покоя». В таких зонах должна запрещаться всякая хозяйственная деятельность (выпас скота, проезд автомашин) за 10-15 дней до окота и 15-20 дней после него. Неотложной задачей является борьба с волками и бродячими собаками.
В-третьих, восстановление генетического разнообразия сайгака, на наш взгляд, надо производить внутривидовым скрещиванием казахстанского и монгольского подвидов. Целесообразно «прилитие крови» в небольших объемах для пополнения истощенного генофонда. Генетическое разнообразие монгольских сайгаков находится в норме, так как их численность плавно снижалась до депрессивного уровня на протяжении многих десятилетий.
И, наконец, мы считаем важным наладить комплексное научное сопровождение по вопросам разведения всех трех популяций. Эта работа по силам вузу, имеющему статус исследовательского университета, где есть квалифицированные специалисты, преемственность поколений, возможен космический мониторинг и желательна непосредственная близость к объекту исследования. Всем этим критериям соответствует Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева, ученые которого могли бы стать координаторами программы по спасению сайгаков. В данной программе, с нашей точки зрения, должны быть задействованы ученые КазНУ им. аль-Фараби, Инновационного японско-казахстанского Центра КазНАУ, аккредитованной лаборатории ННМЦ, НИИ зоологии и биологической безопасности. Не помешает нам и опыт Австралии, достигшей успехов в восстановлении символа материка — кенгуру. Уверены, что помощь будет оказана как со стороны Комитета науки МОН РК, так и ФАО, МСОП, ЮНЕП, WWF и ПРООН, всегда проявляющих заботу и внимание к судьбе животных редких и исчезающих видов. Только совместные и слаженные усилия помогут сохранить сайгака как вид в фауне млекопитающих нашей страны.
Степные антилопы, как и дикие лошади, практически не страдают раковой опухолью. Есть высокая вероятность того, что растительность, поедаемая сайгаками, приведет к новым открытиям в лечении злокачественной опухоли, уносящей миллионы жителей планеты. Ареал популяции сайгаков ныне ограничивается территорией Казахстана. Для нас, казахстанцев, перенесших лишения, голод и геноцид, сохранение степных антилоп — ровесников степной цивилизации, дело чести.
Мурат НУРУШЕВ,
профессор ЕНУ им. Л.Н.Гумилева,
доктор биологических наук РФ и РК,
академик РАЕН,
Озат БАЙТАНАЕВ,
кандидат биологических наук.