Стандарты поведения — на новый уровень

140-2-1«100 конкретных шагов»: Этический кодекс
В рамках реализации одного из пяти ключевых направлений институциональной реформы «Формирование профессионального государственного аппарата» предусмотрено внедрение нового этического кодекса госслужбы и введение должности уполномоченного по вопросам этики.
В настоящее время в стране действует трехуровневая система служебной этики государственных служащих, основанная на Законе «О государственной службе», Кодексе чести государственных служащих и ведомственных правил служебной этики.

При этом, надо подчеркнуть, правила этики в каждом госоргане свои и определяют стандартное поведение служащих. Трактуют старые правила в основном общие истины — быть честным, дисциплинированным, скромным, вежливым, не допускать случаев подбора и расстановки кадров по признакам родства, землячества и личной преданности и прочее.

Новый этический Кодекс официально будет называться «Этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан (Правила служебной этики государственных служащих)». Судя по проекту, он будет состоять из восьми разделов. Это: общие положения; общие стандарты поведения; стандарты поведения во внеслужебное время, в отношениях с коллегами, подчиненными, с руководителями; стандарты поведения, связанные с публичными выступлениями, в том числе в СМИ и ответственность за нарушения норм служебной этики.

Новый кодекс в отличие от существующей редакции определяет четкие этические стандарты в деятельности госслужащих, включая антикоррупционные ограничения, конкретизирует и систематизирует поведение управленцев в конкретных обстоятельствах. Кроме того, внесены поправки по вопросам конфликта интересов. Конкретизирован перечень ситуаций, при которых возможно его наступление.

В соответствии с проектом нового Закона «О государственной службе» с января будущего года предполагается установить систему контроля соблюдения этических норм путем внедрения института уполномоченного по этике.

Уполномоченный по этике появится в каждом государственном органе. Он будет назначаться и увольняться по согласованию с уполномоченным органом по делам госслужбы. Он тоже должен соответствовать определенным критериям, моральным и этическим. Говоря иначе, должен быть человеком, пользующимся служебным доверием. Его профессиональный уровень должен быть таким, чтобы он при необходимости мог проводить служебные расследования. Скорее всего, он будет назначаться из числа уже работающих госслужащих, чья должность будет подходить по профилю. Уполномоченными по этике должны стать люди с активной жизненной позицией, готовые выслушать своих коллег и помочь им разрешить непростые этические ситуации.

Новый этический кодекс расширяет стандарты поведения ситуативными обстоятельствами деятельности госслужащих, конкретизирует и систематизирует поведение госслужащих при возникновении конфликта интересов взаимоотношений с окружающими. Таким образом, стандарты поведения поднимаются на новый качественный уровень, повышая ответственность государственных служащих.

Функции, возлагаемые на уполномоченного по этике, сгруппированы по следующим основным направлениям: профилактика нарушений этических норм, консультация государственных служащих по вопросам применения этических норм, защита прав и интересов государственных служащих, формирова-ние позитивного морально-психологического климата в коллективе.

Установление основных стандартов поведения государственных служащих и системный контроль за их соблюдением будут способствовать повышению доверия народа к государству, формированию культуры взаимоотношений на государственной службе, а также предупреждению нарушений норм антикоррупционного законодательства и служебной этики.

А что касается уполномоченных по этике, то они будут работать в тесной связи с нами. Сколько их будет? Трудно сказать, пока не приняты закон и подзаконные акты. Сейчас у нас в области действуют 600 с лишним государственных органов. Либо уполномоченных будет такое же количество, либо будет один человек на несколько госорганов с немногочисленными коллективами. Тем более такой опыт у нас уже есть. В каждом госоргане сегодня своя дисциплинарная комиссия. А в сельских акиматах, где всего три-четыре работника, их не создавали, так как при райакиматах были единые дисциплинарные комиссии.

Разработка этического кодекса совершенно нового формата преследует и другую цель — разграничение коррупционных правонарушений от нарушений этических норм. Поэтому введение нового этического кодекса потребует внесения соответствующих изменений и дополнений в ряд законодательных актов касательно государственной службы и вопросов противодействия коррупции.

Такие правонарушения, как воспрепятствование юридическим лицам, оказание неправомерного предпочтения при подготовке и принятии решений, оказание содействия предпринимательской деятельности будут переданы в разряд этических нарушений. Получается, что те же ограничения сохраняются, но они будут относиться именно к тем нарушениям, которые дискредитируют госслужбу.

В настоящее время, на наш взгляд, в сфере соблюдения служебной этики существуют две проблемы. Одна связана с недостаточной информированностью граждан о нормативных правовых актах, регулирующих поведение государственных служащих, и недостаточной прозрачностью государственных органов в вопросах этики. А другая — с некомпетентностью самих государственных служащих и их плохим моральным обликом в глазах населения. Наверное, не случайно то, что только в этом году в области возбуждены 60 дел, треть из них-за нарушение норм служебной этики. К слову, в новые правила вошли и такие виды нарушений, как использование служебного автотранспорта в выходные дни, управление транспортом в состоянии опьянения и другие. Все они есть и в действующем кодексе.

Этический кодекс госоргана мы должны расценивать как свод служебных ценностей и поведенческих норм, которые определяют порядок взаимодействия сотрудников в ситуациях, не прописанных в других нормативных документах, например, таких, как должностные инструкции, трудовой кодекс и т. п.

Новый этический кодекс должен стать всеохватывающим и практическим справочником повседневной жизни государственного служащего, а также ключевым превентивным механизмом, защищающим меритократию и противодействующим коррупции.

Дархан ХАЙРУЛЛИН,
заведующий секретариатом Дисциплинарного совета департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по Акмолинской области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также