«ДКЗ-2020»
Магамет Сукалов — личность в сельском округе Кабанбай батыра известная и авторитетная. Он здесь родился, учился, работал скотником, механизатором, бригадиром животноводства, а с 1990-го, до выхода на пенсию, был управляющим отделением. Избирался депутатом районного маслихата.
А еще он человек хозяйственный — на его подворье всегда были лошади, коровы, овцы, козы… Вначале держать свой скот заставляла нужда, ведь у него с супругой Галией было десять детей, а затем стало привычным делом. Да и свои мясо, молоко, сметана, масло вкуснее покупных.
Дети выросли, создали свои семьи. Кто-то уехал из родного края, а вот три сына — Зелимхан, Беслан и Ислам — остались рядом с родителям. Они-то и помогают ухаживать за большим поголовьем скота.
— Плохого о них ничего сказать не могу, — рассуждает старший Сукалов. — Не курят, не пьют спиртного, трудолюбивые, воспитанные. Лошади, коровы, овцы и козы — полностью под их наблюдением, претензий у меня к сыновьям нет. Но заметил я как-то, что относятся они к уходу за животными без особой радости, как к рутинной работе. И понял: они считают этот скот… нет, не чужим, все-таки я им родной отец, но все же не своим. Надо было что-то менять, сделать так, чтобы пробудить их интерес, повысить ответственность к порученному делу.
И Магамет Батаевич придумал. Он собрал сыновей на совет и предложил создать индивидуальное предприятие (ИП) под руководством Беслана, взять кредит, закупить еще КРС черно-пестрой породы, производить молоко и продукты его переработки на продажу.
Сыновья согласились. Оформили необходимые документы, и в июне этого года по программе «Дорожная карта занятости-2020» получили кредит 2 млн 200 тысяч тенге. Начались горячие дни. Новоявленные, а главное официальные бизнесмены-животноводы мотались по округе, чтобы приобрести скот, ремонтировали отданное отцом помещение, занимались заготовкой сена. Дел было невпроворот, но уже приобретенный опыт, молодость, а главное, ответственность за начатое дело и хороший стимул помогли справиться со всеми задачами. Закупили 13 голов, как и планировали, черно-пестрой породы, отремонтировали базу. Для сенокоса арендовали 500 гектаров заливных лугов, для заготовки кормов приняли на работу трех механизаторов, к уже имевшимся косилке, волокуше, граблям прикупили косилку-двухбруску. И сено это здорово выручало: им же платили косарям зарплату, рассчитывались за горюче-смазочные материалы, его обменивали на отруби и другие корма.
Лето пролетело незаметно. За это время отелились три из четырех коров, набрал вес молодняк. В ИП приняли двух доярок. Надои пеструшки дают хорошие, молоко продают на рынке, из него делают масло, сметану, творог. Что-то идет на личные нужды, излишки — на продажу.
— Считаю, отец дал нам верный совет, — сказал Беслан. — Мы с братьями почувствовали себя настоящими хозяевами своего дела. У нас повысилась ответственность за тех людей, которые у нас работают, и в целом за результаты своей деятельности. Есть желание заниматься животноводством и далее. В наших планах — довести поголовье коров до пятидесяти, закупить оборудование для переработки молока. В общем, работать и развиваться.
Доволен и Сукалов-старший.
— Произошло то, что я и хотел: у сыновей возрос интерес к делу, в глазах появился огонь, они строят планы. А это значит, что к животноводству сыновья «приросли» надолго, надеюсь, навсегда.
Александр ДОЛГОВ.
Целиноградский район.