В Плане нации Главы государства «100 конкретных шагов» немало внимания уделено обеспечению прозрачности деятельности правоохранительных органов, соблюдению этики сотрудниками и их ответственности перед гражданами.
С 1 января 2015 года вступил в силу в новой редакции Уголовно-исполнительный кодекс РК. Среди новшеств — классификация исправительных учреждений: минимальной безопасности — колонии-поселения; средней безопасности — исправительные колонии общего режима; средней безопасности для содержания несовершеннолетних — воспитательные колонии; полной безопасности — исправительные колонии строгого режима и т.д.
Отныне осужденные, отбывающие наказания в колониях-поселениях, смогут сами выбрать для себя режимы содержания. Какую дисциплинарную оценку поставят заключенному, по таким правилам он и будет жить. Сможет рассчитывать на льготы, если будет примерно себя вести, участвовать в мероприятиях и твердо встанет на путь исправления. В таком случае ему позволят свободно передвигаться по территории казенного учреждения, каждую неделю видеться с родными и даже время от времени ездить домой.
А вот тех, кто не будет подчиняться правилам, ждет строгий режим содержания. А именно: свидания раз в полгода, вместо общежития — камера, а ходить такой заключенный будет исключительно в строю. На данный момент в колониях и тюрьмах нашей страны отбывают наказание около пятидесяти тысяч человек.
Обо всем этом мы узнали на дне открытых дверей, состоявшемся в местном учреждении Комитета УИС МВД РК с приглашением родных и близких, друзей и знакомых осужденных, отбывающих наказание в отряде хозяйственного обслуживания.
Конечно же, такое мероприятие в силу специфики учреждения существенно отличается от проводимых вне зоны. Родственники осужденных, другие посетители проходили спецдосмотр, так как нельзя приносить спиртное, сотовые телефоны и другие запрещенные предметы. Да, долгожданная встреча близких людей проходила не так, как в криминальных сериалах, под лязг многочисленных ключей и замков, строгие команды надзирателей и конвоя. Но до места расположения спецконтингента нам все же пришлось преодолеть не один длинный коридор и лабиринт решеток. Иначе и быть не могло.
Как отметил заместитель начальника следственного изолятора по воспитательной работе капитан юстиции Мирхан Ахметжанов, в отряде хозяйственного обслуживания оставляют только положительно характеризующихся осужденных, срок заключения которых не превышает пяти лет, ранее несудимых. Остальные же, как только приговор вступает в законную силу, этапируются в учреждения с другими режимами содержания. Посетители на день открытых дверей приглашены, чтобы они увидели, в каких бытовых условиях содержатся осужденные, что никаких неправомерных действий в их отношении нет.
Зато есть библиотека с небольшим фондом произведений классиков литературы. Спортзал, столовая, спальные помещения. Комната информационно-воспитательной работы, где и проходила встреча. Глаза матерей, жен, братьев и сестер светились счастьем. Некоторые плакали, но помощь психолога никому не понадобилась. Не отказывались они и от беседы с нами. Мать осужденного Салия Ж.:
— Я — дочь фронтовика. В этом учреждении отбывает срок мой сын. Говорит, что осознал свою вину, исправится. Верю. Ведь одна воспитывала четверых детей, ничему плохому их не учила… Мать пытается успокоить сопровождающий нас начальник отряда капитан юстиции Чингиз Токтаров:
— Ваш сын переведен сюда за хорошее поведение и активное участие в спортивных и других мероприятиях.
Евгений, осужденный:
— По образованию я юрист. В 2010 году окончил колледж при академии «Көкше», но работал в рекламном агентстве монтажником. Здесь уже девять месяцев по своей глупости. В выходной день встретился со знакомым, выпили, подрались, потерпевший написал заявление в полицию…
Ирина, супруга осужденного:
— До этого с Женей виделись три месяца назад. Ждем с маленькой дочерью нашего папу и надеемся, что через полгода будем вместе. Пока живем у свекрови. Помогают родители. Мужу верю, он раскаивается.
Такие дни открытых дверей теперь будут проводиться ежеквартально. Но работы по обеспечению прозрачности деятельности правоохранительных органов в этом плане предстоит еще немало.
В рамках реформы введен новый институт службы пробации, с расширением и переориентацией функций уголовно-исполнительных инспекций на ресоциализацию осужденных и их адаптацию в обществе. Закреплена компетенция местных исполнительных органов в вопросах содействия трудового, бытового устройства бывших заключенных. Расширен спектр применения электронных средств слежения, сокращены сроки предоставления досрочного освобождения и замены наказания более мягким видом. Эти и другие меры можно считать отправной точкой реформы пенитенциарной системы, проводимой в Казахстане по поручению Главы государства.
Согласно Концепции правовой политики Республики Казахстан одним из наиболее актуальных вопросов системы исполнения уголовных наказаний является решение проблем трудовой занятости лиц, осужденных к лишению свободы. Именно поэтому в новом Уголовно-исполнительном кодексе нашли свое отражение нормы по обеспечению заключенных рабочими местами. Это, наряду с вознаграждением за труд, профессиональной ориентацией и обучением, является ключевым моментом по снижению тюремного населения в целом, в том числе в контексте общей профилактики преступности.
Марат НУРСЕИТОВ.
Фото из архива учреждения.