Мухтар МАГАУИН,
народный писатель Казахстана,
лауреат Государственной премии Республики Казахстан, Международной премии «За заслуги перед тюркским миром».
Окончание. Начало в №№ 93,95.
Еще в X веке большая группа тюрко-кипчаков во главе с известным из русской истории Атырак-ханом обосновалась в самом центре Кавказа — между Арменией и Грузией, в широкой долине в верхнем течении Куры. Атырак-хан установил тесные взаимоотношения с царем Давидом Куропалатом, заключил с ним военный союз, усмирил Византию, отразил нашествие арабских завоевателей. В последующие времена они поддерживали мирные отношения с восточными соседями огуз-тюрками, сохраняли связи с Дешт-и-Кыпчаком, находясь в составе Золотой Орды, а примерно в 1550 годы создали самостоятельный улус — Казахское ханство.
Видимо, это событие совпало с окончательным распадом Великого Улуса, с приходом в эту смутную пору на Кавказ новой волны тюрко-кипчаков, которые смешались с коренным населением. Прекрасно знающие свою историю грузинские историки и писатели, даже русские писатели, исследовавшие данный период, рассматривают кавказское Казахское ханство как часть большого казахского улуса, считают, что кавказские казахи и казахи Казахской Орды — разделенный судьбой единый народ.
Казахское ханство на Кавказе, находясь в кольце многочисленных недругов, почти сто пятьдесят лет сохраняло свою независимость. Особенно продолжительные, непрерывные войны оно вело с грузинами. Казахи уступали им по численности, но выигрывали буквально каждое сражение, много раз наголову разбивали грузино-картлийское царство. Но потерпели поражение от Ирана, который завоевал почти весь Кавказ. Потеряв суверенность, они стали смешиваться с родственными огуз-тюрками с едиными религией, языком. В конце концов были ассимилированы полностью.
Сейчас этот край называется Казахским районом Азербайджана, население считает себя азербайджанцами, древнюю свою историю не знает. У них изменилось и обличье, но все же чувствуется близость к нам. Лишь один пример. В 1983 году я с семьей отдыхал в Абхазии, в Доме творчества Пицунды. Отдыхал там со своей семьей и видный азербайджанский поэт, позднее первый секретарь Союза писателей республики Исмаил Шихлы. При первой же встрече с ним я сказал: «Вы родились в Казахском районе Азербайджана». Он очень удивился, это было на самом деле так. Из Казахского района вышли такие знаменитые деятели литературы и искусства, как Самед Вургун, дед и внук Магомаевы. Известные на весь мир казахские ковры Азербайджана своим орнаментом точь-в-точь повторяют наши казахские узоры.
Героическая история кавказских казахов, их трагическая судьба не отражены в нашей литературе, никто не занимается исследованием памятников искусства, образцов древней литературы. Конечно, те казахи канули в Лету, но ведь и это одна из глав полуторатысячелетней истории нашего великого народа. Время полного познания еще впереди…
Выше мы довольно подробно остановились на истории Хан-Кермена, или Касимовского царства. Отметили, что на эту тему нами написан и роман. Теперь несколько дополнительных слов.
У русских так повелось, что в те далекие времена все народы тюркского происхождения они именовали татарами, поэтому и население в составе Хан-Кермена называлось ими касимовскими татарами. Судя по историческим документам, по исследованиям русских ученых прошлого, народ Хан-Кермена называл себя казахами. Но русские историки воспринимали термин «казах» эпохи распада Золотой Орды как военное сословие, а не этническое понятие, отсюда проводится параллель между касимовскими казахами и привычным понятием «казак». Противоречие здесь не только в том, что само русское название «казак» происходит от тюркского слова «казах». В середине XV века, примерно в одно время с образованием Казахской Орды на далекой северо-западной окраине Золотой Орды Касым-хан обосновал на древней тюркской земле улус Хан-Кермена и, говоря языком того времени, сам Касым и все его войско стали казахами. А коль для русских вся Золотая Орда была татарской, то понятно, что ее небольшая частичка тем более будет татарской. Все же в официальных документах, даже в эпоху хана Ораз-Мухаммеда название этого народа — казахи — встречается постоянно.
Сохранились конкретные документы о родовом составе казахов Хан-Кермена. Это — аргыны, кипчаки, жалаиры, мангыты; другие названия родов не встречаются, в основном эти главные, многочисленные четыре рода. А в Крымском ханстве главными были четыре рода — аргын, кипчак, барын и шырын. Вообще-то, последние тоже родственный народ, хотя имеют своеобразные отличия, в древней казахской истории о барыне и шыры-не сведений нет. То есть первоначально этнических различий у народов в составе Хан-Кермена и Казахской Орды почти не было. Но территории были разные, далекие друг от друга, другими были и соседи, с кем приходилось общаться. Из исторических документов следует, что в войнах с западными народами, внутри самой России главной военной добычей воинов Хан-Кермена являлись немецкие, русские, шведские девушки и молодые женщины. Такие смешанные браки в те времена были обычным делом, а это не могло не влиять на антропологические признаки народа. Влияние эпохи, окружающей среды и природы — само собой. Со временем в угоду властвующей нации хан-керменцы и сами себя стали называть татарами. К настоящему времени полностью сформировалось понятие, что касимовские татары — одна из этнических групп большого татарского народа. Именно таким образом татарами считаются и мещеряки, и ряд сибирских народностей. Только крымские татары считаются самостоятельной нацией.
Обычно все это — лишь внешнее проявление. На самом деле не только собственно татары, но и казахи, и башкиры, каракалпаки и ногайцы, кумыки и балкары — все народы, бывшие в составе Золотой Орды — один кипчако-тюркский народ. Да и он — часть великого тюркского народа. Суперэтнос с едиными корнями и историей, единым языком, близкими обычаями и традициями.
Хан-Кермен понес в смутное время тяжелые потери и ему больше не суждено было подняться. После Ораз-Мухаммеда автономное правление было максимально ограничено. Через полвека ничего не осталось от самостоятельности на словах. Распространилось добровольно-принудительное крещение людей. Но религия, язык продолжали жить, сохранилось название народа.
Окончательное обрусение Хан-Кермена-Касимова произошло при коммунистическом режиме. Все прежние школы, медресе были закрыты, мечети разрушены. Когда я в 1981 году специально ездил туда, воочию убедился в том, что у древнего народа Ораз-Мухаммед-хана практически не было возможности учиться на родном языке. Молодежь, и то не вся, могла изъясняться на нем только на бытовом уровне. Наиболее талантливые молодые люди, которым посчастливилось окончить вузы в Москве, Ленинграде, Казани, устраиваются, как правило, в других регионах, ищут свое счастье в Татарстане, Узбекистане, Казахстане. Но связи с малой родиной не теряют, летний отдых всегда проводят у себя.
Нынешние поколения Касимова, конечно, не знают древнюю историю, слышали лишь то, что когда-то здесь существовало ханство, считают себя ответвлением татарского народа, но между ними и казанскими татарами есть холодок, главной причиной этого считают древнюю вражду между Казанью и Касимовым. Многие пишутся русскими. Родовое деление позабыто, обычаи предков тоже.
Старожилы вспоминают, что в их детские годы доили кобылиц, делали кумыс, говорят, сами даже пробовали, кислый был напиток. Ели конину, до недавнего времени, утверждают, некоторые делали казы, шужык. Таково нынешнее положение в Хан-Кермене, где когда-то правил наш славный предок Ораз-Мухаммед-хан.
Древняя белокаменная мечеть, где когда-то по пятницам совершал намаз Ораз-Мухаммед-хан, молился духам предков перед дальними, трудными походами, сейчас стала хранилищем древнего материального наследия — историко-краеведческим музеем. Я поднялся на высокий минарет мечети и, глядя на старый лес, зеленые луга и задумчивую реку — на всю эту красоту, которая была таковой, наверное, и четыре века назад, словно убедился, что прошлое и будущее тесно связаны, что добрые дела никогда не забываются, что вечно будет жить народ, сумевший бороться за свою свободу.
Перевод с казахского Госмана ТОЛЕГУЛУЛЫ.