Сегодня в нашей стране проводится масштабная работа, направленная на реализацию пяти институциональных реформ по укреплению государственности, выдвинутых на очередном XVI съезде партии «Нұр Отан» Лидером Нации Нурсултаном Назарбаевым. Для достижения намеченных целей разработан План нации «100 конкретных шагов» по вхождению в 30-ку развитых государств и дальнейшему повышению конкурентоспособности страны.
Одна из приоритетных задач — выполнение второй реформы по обеспечению верховенства закона. Это предполагает прежде всего модернизацию действующей модели судебной системы, соответствующей современным внешним и внутренним вызовам.
Для обеспечения верховенства закона национальный план определяет 19 целевых шагов по вопросам развития правовой системы страны, один из которых — ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности.
За незначительный промежуток времени становления независимого Казахстана, благодаря выверенной и последовательной политике Президента страны и его особому вниманию, судебная система в целом сформировалась как эффективный институт власти по обеспечению исполнения законов и соответствует всем общемировым стандартам современного правового государства.
Особенностями нынешнего времени вызвана необходимость внесения системных изменений в законодательство по вопросам усиления квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности.
Так, согласно действующим положениям статей 79 Конституции РК и 29 Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» судьей районного суда может быть назначен гражданин РК: достигший возраста двадцати пяти лет; имеющий высшее юридическое образование, безупречную репутацию и стаж работы по юридической профессии не менее двух лет и сдавший квалификационный экзамен. Лицо, окончившее обучение и сдавшее квалификационный экзамен в специализированной магистратуре, освобождается от сдачи экзамена в течение пяти лет со дня окончания обучения. Кроме того, кандидат должен пройти медицинское освидетельствование и подтвердить отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи, успешно пройти стажировку в суде и получить положительный отзыв пленарного заседания суда (лицо, окончившее обучение и сдавшее квалификационный экзамен в специализированной магистратуре, освобождается от прохождения стажировки в течение пяти лет со дня окончания обучения).
Напомню, что еще в 2009 году на V съезде судей Елбасы в своем выступлении отмечал необходимость повышения установленного 25-летнего возрастного ценза.
В рамках реализации реформ большую работу в этом направлении провела Национальная комиссия по модернизации, которой решено повысить возрастной ценз до 30 лет для кандидатов в судьи, что предполагает изменение Конституции. Поддержано ввести требование о наличии обязательного пятилетнего стажа работы, непосредственно связанного с участием в судопроизводстве. Срок стажировки в судах предлагается увеличить до одного года — как для учащихся в специализированной магистратуре правосудия, так и других кандидатов в судьи с выплатой стипендии. Такая стажировка в течение всего дня с отрывом от основного места работы позволит стажерам более глубоко понять и освоить работу судьи.
Еще одна концептуальная новелла — введение испытательного срока на один год для вновь избранных судей, в течение которого они будут рассматривать несложные дела. По истечении испытательного срока кандидатура судьи будет рассматриваться на трех уровнях (пленарное заседание областного суда, квалификационная комиссия судебного жюри Верховного Суда, Высший судебный совет). В случае успешного прохождения всех этапов кандидатуру представят Главе государства для назначения указом на постоянный срок. В случае отрицательного заключения пленарного заседания либо судебного жюри кандидатура отклоняется.
Можно с уверенностью отметить, что предлагаемые меры внесут существенный вклад в эффективное формирование судебного корпуса. Это, с одной стороны позволит всесторонне оценить претендента в деле, а с другой, предоставит испытуемому возможность для последовательной адаптации, реально ощутить и осознать колоссальную ответственность выбранной профессии.
18-й шаг Плана нации определяет выделение института правосудия из структуры Академии государственного управления для усиления взаимосвязи обучения и судебной практики. Институт будет функционировать при Верховном Суде, и обеспечивать повышение квалификации действующих судей на регулярной основе.
Институт правосудия предлагается преобразовать в Академию правосудия при Верховном Суде.
Обучение в профильном образовательном заведении при Верховном Суде, безусловно, позволит максимально приблизить подготовку будущих судей к практической работе, повысит уровень системной работы по повышению квалификации судей.
В настоящее время существуют два пути для того, чтобы стать судьей, первый — классический, то есть сдача квалификационного экзамена, прохождение стажировки в суде, а второй — двухгодичное очное обучение в институте правосудия Академии государственного управления.
Думается, что при таком подходе образуется единообразный и мощный механизм по подготовке судейских кадров — только через прохождение обучения в Академии правосудия при Верховном Суде.
Внесение указанных изменений в законодательство создаст жесткий фильтр от случайных кадров в судебном корпусе, что в последующем значительно повысит уровень качества деятельности судебной системы по обеспечению верховенства права, доверия граждан суду.
Адилбек ДЮСЕБАЕВ,
судья Специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Акмолинской области.