Как создается конкурентная среда

100-1Предоставление инвалидам кресел-колясок — это услуга или функция государственного органа? Могут ли негосударственные органы выдавать, продлевать визы на въезд в Республику Казахстан? Какие именно государственные функции и услуги целесообразно передать в конкурентную среду? Ответы на эти и другие вопросы давали представители неправительственных объединений, государственных органов, принявшие участие в областном семинаре «Государственная услуга как способ регулирования отношений между гражданами и государством».
Его организатор — Гражданский альянс Казахстана — в эти дни проводит их во всех регионах республики.

— Мероприятие является началом подготовки общественных слушаний по обсуждению инициативы Главы государства по передаче некоторых полномочий государственных органов институтам гражданского общества, — объясняла участникам областного семинара координатор проекта, председатель Гражданского альянса Акмолинской области Галина Шеварева. — Все наши предложения будут проанализированы на заседаниях рабочих групп, областном Гражданском форуме, который пройдет в конце этого года, на республиканской конференции по данной проблеме, в обобщенном виде будут внесены на рассмотрение Правительства.

На каждом из мероприятий идет коллективный поиск эффективного механизма реализации одного из пунктов Плана нации «100 конкретных шагов» — «передача несвойственных государству функций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям (СРО). Правительство станет компактным за счет сокращения несвойственных государству и избыточных функций».

Примером уже сложившихся в республике СРО являются ассоциации нотариусов, адвокатов, строителей… Эти гильдии в изначальном понимании этого слова, как «объединение людей одной или схожих профессий или целей», в рамках существующего законодательства сами определяют правила игры, выдают лицензии, а недобросовестных собратьев по цеху лишают таковых, сами регулируют развитие своей отрасли. Конечно, развитие СРО не должно привести к анархии. Государственный контроль остается, но его фокус смещается с надзора за деятельностью в сторону надзора за результатом. Ни при каких условиях не подлежат передаче стратегические, регулятивные функции. Часть контрольных — только при отсутствии высоких политических и экономических рисков. Как показывает мировой опыт, по мере развития СРО с государства не только снимаются явно избыточные функции, снижаются бюджетные расходы.

Все проблемные вопросы — законодательные нормы и определения саморегулирования, несвойственных или избыточных функций, критериев их передачи, степени готовности конкурентной среды — будут решены в Законе РК «О саморегулируемых организациях», проект которого поступил в Парламент РК в начале этого года.

— Неправительственные объединения саморегулирующимися организациями не являются и стать таковыми не могут. По крайней мере в ближайшее время, — констатировали участники семинара. — Если государство, как в случае СРО, решит полностью передать государственную функцию, то за ее исполнение государственный орган больше не будет нести ответственность, и соответственно на ее реализацию не будут выделяться бюджетные средства. Мы считаем, что для НПО такое решение преждевременно.

Активисты гражданского сектора не только в нашей области, но и в целом по республике считают, что пока общественные организации не готовы полностью взять на себя реализацию той или иной государственной функции. Сегодня разговор может идти только о частичной реализации некоторых государственных услуг с передачей финансирования, заложенного в госбюджете. И, прежде всего, услугах социально значимых — «направленных на обеспечение социально-экономических прав физических и (или) юридических лиц».

Рабочей группой, созданной при Министерстве национальной экономики РК, в состав которой вошли представители государственных органов, Национальной палаты предпринимателей, Гражданского альянса Казахстана, уже определены 34 государственные функции, которые могут быть частично делегированы в НПО. Прежде всего это функции, связанные с информированием физических и юридических лиц, с проведением социологических исследований, мониторинга и оценки, по обучению и воспитанию физических и юридических лиц, проведению развлекательных мероприятий. Кроме этого, Министерство образования и науки РК на альтернативной основе передает три социально значимые государственные услуги: обследование и оказание психолого-медико-педагогической консультативной помощи детям с ограниченными возможностями, реабилитацию и социальную адаптацию детей и подростков с проблемами в развитии, оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями. А с 2017 года Министерство здравоохранения и социального развития РК готово доверить неправительственному сектору аккредитацию физических лиц на право проведения независимой экспертной оценки деятельности субъектов здравоохранения.

Реализация Плана нации открывает перед НПО широкое поле деятельности. При этом многократно возрастает и ответственность за ее результаты. Правом оказывать социальные услуги будут обладать только те организации, которые пройдут процедуру аккредитации. Ее порядок и требования будут учтены в поправках, вносимых в ныне действующий Закон РК «О некоммерческих организациях». Обсуждается и возможность финансирования переданных в неправительственный сектор социально значимых государственных услуг или отдельных функций госорганов через механизм грантового финансирования единым оператором.

Работа по определению критериев, которым должны отвечать НПО, претендующие на реализацию государственных функций, оказание услуг, предстоит немалая. Внести предложения, в первую очередь, должен сам неправительственный сектор, члены которого действительно изнутри знают состояние и возможности, намерения многочисленных организаций.

Лейтмотивом разговора, состоявшегося на прошедшем областном семинаре, стали слова из выступления Президента РК на XVI съезде партии «Нұр Отан»: «…передавать полномочия, связанные с оказанием социально значимых государственных услуг институтам гражданского общества следует по мере их готовности».

Нина МИТЧИНОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также