В соответствии с пунктом 30 Плана нации Главы государства Нурсултана Назарбаева «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ Министерством внутренних дел РК на законодательном уровне прорабатываются вопросы о создании местной полицейской службы. На нее, призванную работать в тесном сотрудничестве с местным сообществом, возлагаются обязанности по обеспечению режима нулевой терпимости к мелким нарушениям правопорядка. Дорожно-патрульная полиция будет обеспечена видеорегистраторами, которые зафиксируют все, что сотрудник полиции делает в течение патрульной смены. Чем вызвано введение новой структуры? Какие подразделения в нее войдут? Кому она подотчетна? На эти и другие вопросы нашего корреспондента отвечает председатель областного совета ветеранов органов внутренних дел и Национальной гвардии МВД РК, полковник полиции в отставке Даутбек Нургалиев, отдавший службе в органах более 30 лет и непосредственно занимавшийся этой проблемой.
— Со времени опубликования Плана нации «100 шагов» прошло больше трех месяцев. Как Вы считаете, есть ли какие—то подвижки по реализации его 30 пункта и чем вызвана такая необходимость?
— Вопрос о муниципальной полиции и подчинения ее местным органам власти поднимался еще в нашу бытность. А необходимость создания новой структуры вызвана стремлением повысить эффективность функционирования так называемой наружной службы — некоторых подразделений административной полиции, нацелив их исключительно на профилактику и предупреждение уголовных и административных правонарушений. Будет совершенствоваться система профилактики правонарушений и в сфере семейно-бытовых отношений. Повысится уровень безопасности жизни и здоровья граждан, обеспечения их комфортного проживания. Улучшится взаимодействие с исполнительными органами власти в регионах.
— Последнее предусматривает не только демократизацию и открытость работы правоохранительных органов, но и ответственность власти?
— Да, подотчетность такой полицейской службы местному сообществу будет способствовать прозрачности ее деятельности, повышению к ней доверия со стороны граждан. Это также позволит усилить ответственность акимов за организацию работы по обеспечению общественного порядка и безопасности.
Полномочия новой службы будут расширены. В ее состав должны войти подразделения по делам несовершеннолетних, защите женщин от насилия, дорожно-патрульной и природоохранной полиции, участковые инспекторы и их помощники, а также приемники-распределители и специальные приемники. А их сотрудники будут иметь единый правовой статус, включая условия прохождения службы, а также социальные и правовые гарантии.
Координация деятельности местной полицейской службы (МПС) в целом по стране будет осуществляться Комитетом административной полиции МВД РК, как отмечал его председатель, в соответствии с единой нормативной правовой и методической базой. Названная структура будет находиться в единой системе органов внутренних дел, в то же время будет подотчетна местным исполнительным органам и сообществу в лице жителей.
— Насколько систематизирована такая подотчетность?
— Руководитель МПС не реже двух раз в год будет отчитываться перед местными исполнительными и представительными органами и один раз в год — перед населением. Участковые инспекторы полиции будут держать отчет перед жителями один раз в квартал. И, скорее всего, они будут избираться населением.
— Ваши пожелания?
— Все предпосылки для создания МПС есть. Ее пилотный проект может осуществляться в нашем регионе. Но торопиться не надо. Горький опыт поспешности в нашей новейшей истории уже был. Созданный во второй половине 90-х годов Государственный следственный комитет просуществовал всего полтора года. Официальная версия упразднения — ГСК перехватил слишком много полномочий и не мог их грамотно реализовывать. Подход к такому нововведению, актуальность которого несомненна, должен быть взвешенный, обдуманный. Нужно поднимать кадровый потенциал. Многое будет зависеть от профессиональной подготовки и авторитета участковых инспекторов.
Вел беседу Марат НУРСЕИТОВ.
Фото из семейного альбома.