Нуржан ИСАКОВ,
руководитель департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по Акмолинской области.
Среди пяти институциональных реформ, необходимых для сильного государства, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в качестве основного отметил формирование современного государственного аппарата.
После провозглашения нового политического курса в Стратегии «Казахстан-2050» Президент РК предложил обществу целый комплекс реформ, направленных на кардинальное изменение облика страны.
Несомненно, огромный резонанс вызвали инициативы Президента, нашедшие отражение в Плане нации «100 конкретных шагов».
«100 шагов» — это 100 поручений Лидера Нации, которые охватывают реформирование всех сторон государственного развития и жизни общества. 15 шагов направлены на кардинальное повышение профессионализма государственного аппарата.
В целом же нынешние реформы представляют собой уникальный модернизационный проект, претворение которого в жизнь будет свидетельствовать о появлении на мировой арене новой конкурентоспособной страны.
Так, в рамках реформы в части формирования государственного аппарата предлагается осуществлять прием на госслужбу с низовых позиций. То есть вновь пришедшие на госслужбу не смогут занимать сразу высокие посты, а должны будут пройти все ступени карьерной лестницы для продвижения к более высоким должностям.
Вместе с тем осуществление этих реформ, направленных на масштабные преобразования, предполагают создание нового типа государственного управления, а равно создание государственного аппарата, ориентированного на честное и более эффективное служение народу.
Необходимо добиваться неукоснительного следования принципу меритократии. Это позволит привлекать на государственную службу наиболее способных и талантливых специалистов.
Именно для этих целей будет использован новый механизм отбора кадров, что позволит нам начать переход на карьерную модель государственной службы, когда госслужащий будет регулярно подтверждать свою профессиональную состоятельность и высокий личностный потенциал.
В данном случае действующий механизм назначения в порядке перевода и кадровый резерв корпуса «Б» планируется полностью упразднить.
Более того, планом предусмотрены механизмы усиления мотивации, создания благоприятных рабочих условий и социальной защиты государственных служащих. Собственно, создание условий для карьерного и профессионального роста является одним из основных механизмов достижения этой цели. Использование новых методов оплаты труда начнется уже со следующего года.
Но надо понимать, что меры по повышению мотивации в государственной службе приведут к искоренению коррупции в этой сфере только в том случае, если они принимаются на фоне усиления борьбы с этим явлением и сопровождаются повышением этических требований к государственным служащим. Новый Этический кодекс государственной службы определит стандарты поведения должностных лиц не только на работе, но и в быту. Вводится институт уполномоченных по этике, осуществляющих контроль за соблюдением требований кодекса. Законодательно будет установлена дисциплинарная и административная ответственность должностных лиц и руководителей государственных органов за нарушение данных норм.
Будет усилена борьба с коррупцией. В соответствии с политикой Главы государства уполномоченным органом принимаются последовательные меры по обеспечению принципа неотвратимости наказания за коррупционные правонарушения, невзирая на должности и статус тех, кто их совершил.
Вместе с тем большое внимание уделяется усилению работы по предупреждению и профилактике коррупции. Президентом поддержано предложение Национальной комиссии о создании в составе Агентства соответствующего профильного департамента. Напомню, что принцип превенции (предотвращения) коррупции является ключевым для новой Антикоррупционной стратегии Казахстана, принятой по инициативе Главы государства. Выявление и устранение причин и условий коррупции — один из основных приоритетов нашей работы.
В целях обеспечения отбора профессиональных кадров на основе мериток-ратии в следующем году планируется проведение внеочередной комплексной аттестации госслужащих, которая проводится для определения потенциальных управленцев. Она должна помочь нам объективно оценить и рационально использовать кадровый потенциал государственного аппарата в условиях реформы. На основе ее результатов будут вноситься коррективы в планы индивидуальной работы, программы обучения и повышения квалификации.