100 шагов: Подготовка кадров
В Плане нации — 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Глава государства Нурсултан Назарбаев одним из требований времени назвал подготовку квалифицированных профессиональных кадров для экономики страны.
И это требование справедливо и обосновано: в 90-е годы прошлого века, во время перехода на рыночные рельсы, у нас в области, как и в республике, закрылось много профтехучилищ, техникумов, готовивших специалистов массовых рабочих профессий — механизаторов, каменщиков, поваров, сварщиков, электриков и других. Однако время показало и доказало, что без этих скромных «спецов» экономика жить просто не может, а потому и спрос на эти профессии сейчас очень высок, но удовлетворяется он не всегда: где-то их просто нет, а где-то есть, но квалификация низковата. В общем, вопрос о подготовке массовых рабочих профессий встал ребром. Но рабочих, и это важно, с совершенно новой, высококачественной подготовкой: чтобы и руки у них были умелыми, и головы светлыми. Не зря же сейчас тех, кто управляет посевным комплексом или другой сложной техникой, называют уже не механизатором или водителем, а оператором — это две большие разницы.
…Новоишимский агротехнический колледж № 9 — одно из старейших в нашей области, да и в Казахстане, учебных заведений подобного типа. Открыто оно было в начале 40-х годов прошлого века. На первых порах это была агротехническая школа, готовившая агрономов, ветеринаров и счетоводов. В 50-е годы школа была преобразована в зооветтехникум, обучавший специалистов среднего звена для всего Казахстана. Его выпускниками были Иван Шарф, Андрей Браун, Ибрагим Жангуразов, впоследствии ставшие крупными хозяйственными руководителями, Героями Социалистического Труда, истинными профессионалами своего дела.
Шло время, менялись названия этого учебного заведения, но неизменным осталось одно: оно по-прежнему готовит специалистов для сельского хозяйства и своего района, и области, и республики. В минувшем учебном году в нем обучались около 200 юношей и девушек. Основная их часть — жители Целиноградского района, регионов Акмолинской области, но есть и костанайцы, и карагандинцы, и кызылординцы, и астанинцы. Они осваивали секреты следующих специальностей: фермерское хозяйство (с получением квалификаций тракторист-машинист широкого профиля, водитель категорий «В» и «С», слесарь-ремонтник сельхозагрега-тов); организация питания (с квалификациями повар, кондитер, калькулятор); учет и аудит (бухгалтер).
Как рассказала директор колледжа Любовь Путина, для обучения будущих специалистов есть все условия: трехэтажный учебный корпус, мастерские и лаборатории, компьютерный и мультимедийный классы, автодром, учебное поле для проведения практических занятий, спортивный и тренажерный залы, общежитие, столовая, актовый зал, комнаты досуга и кружковой работы. Живут учащиеся в 3-4-местных комнатах, они обеспечены бесплатным трехразовым питанием, «отличники» и «хорошисты» получают стипендии.
Обучением их премудростям избранной специальности занимается педагогический коллектив из 32 преподавателей и мастеров производственного обучения, среди которых трое имеют высшую категорию, а 11 — первую. В массе своей педколлектив состоит из опытных, умудренных жизнью людей. Это Татьяна Пудовкина, Асар Джунусов, Тургангуль Утениязова, Евгения Тягунова, Айман Смагулова, Виктор Путин, Жангоза Нургалиев, Ирина Байжуманова, Жанар Ускина, Бахыт Рахимжанова, Зауреш Бешекова, Багдат Сабитов. Рядом с ними — молодые, энергичные, любящие и знающие свое дело педагоги, лауреаты многих областных конкурсов профессионального мастерства Мейрамгуль Жакупова, Гузель Джангушкарова, Айсулу Байгабулова, Нырымжан Ахмедияр, Бахытбек Байгабулов. В целом — сплав молодости и мудрости, на основе которого и идет образовательный процесс.
Секрет успеха педагогов колледжа в том, что каждый из них не выделяет среди учащихся «способных» или «тугодумов», а видит в каждом человека «с изюминкой», она есть у всех. Найти ее, раскрыть, показать самому учащемуся, развить — в этом новоишимские учителя видят свою задачу и даже некий «кайф»: разве не удовольствие видеть, как с твоей помощью вчерашний «вечный неудачник», давно записанный и сам в это поверивший «аутсайдер», вдруг чем-то заинтересовался, стал об этом больше читать, изучать его, а потом что-то еще делать своими головой и руками, бросил вредные привычки, короче, обрел смысл своего существования и решил посвятить ему жизнь?
Конечно, такое случается не всегда и не с каждым, но бывает.
— Ежегодно мы готовим от 55 до 60 молодых специалистов, — продолжала рассказ директор колледжа. — И главной нашей задачей является их трудоустройство. А оно складывается по-разному. Хорошо, конечно, если выпускники из сел Родина, Зеленый Гай, Садовое, Воздвиженка, Новоишимка, Тасты — на их территориях работают крупные сельхозпредприятия «Родина», «Актык», «АКА», крестьянские хозяйства, с которыми у нас ежегодно заключаются меморандумы. Их руководители Иван Сауэр, Марат Камзебаев, Куанышбек Ахмедин и другие, не только обеспечивают ребят работой, но и всемерно помогают нашему колледжу в решении бытовых и финансовых проблем. Чувствуется, что они — настоящие хозяйственники, думающие о будущем своих предприятий и ценящие наш «продукт» — молодых специалистов. Пользуются спросом наши выпускники и на предприятиях столицы — им нужны повара, кондитеры. За счет этого процент трудоустройства выпускников новоишимского колледжа достаточно высок — 84-86%.
— Думаю, что и другие наши ребята находят работу, — говорит Любовь Яковлевна. -Просто у нас с ними контакт слабый, т. к. живут они далеко, в других областях.
Но и из сказанного вытекает вывод: такой колледж нужен. И необходимо, чтобы он «рос и развивался». Что для этого требуется?
-В общем-то, у нас есть все необходимое — учебный корпус, общежитие.., — скромничает Любовь Путина. Но все-таки и директор, и педагог, и хозяйственник в ней просыпаются. — Во-первых, все здания учебного заведения — не просто старые, а дряхлые, их «возраст» — 60-70 лет. Потому нужны средства на очень большой, а лучше — капитальный ремонт. Во-вторых, необходимо обновить и материально-техническую базу: давно пора будущих механизаторов учить не на старых тракторах ДТ и МТЗ, а на более современной технике. Это касается и компьютеров, и прочих практических пособий. И в-третьих: все-таки маловато у учащихся производственной практики, а внедряемая сейчас дуальная система подготовки кадров требует, чтобы запас теоретических знаний и практических был равным.
Проблем, на первый взгляд, и немного. Но любой специалист знает, что их решение обойдется очень дорого. Понимают это и педагоги, а потому надеются, что на помощь к ним придут не только государство, но и те руководители частных структур, которые главным своим богатством считают КАДРЫ.
Александр ДОЛГОВ.
Целиноградский район.
Фото с сайта колледжа.