Так называлась прошедшая на днях научно-практическая конференция, посвященная 550-летию образования Казахского ханства. Организаторами мероприятия выступили управление по делам религии Акмолинской области, госучреждение «Центр анализа и развития межконфессиональных отношений» и КГУ им. Ш.Уалиханова.
Готовя мероприятие, его организаторы ставили перед собой цель в популярной форме рассказать об истории становления и развития казахской государственности, показать духовных лидеров казахского народа, раскрыть тему их вклада в историю страны.
В работе научно-практической конференции приняли участие представители государственных органов, научного сообщества и духовенства, преподаватели истории и религиоведения, члены ИПГ, студенты вузов Кокшетау и журналисты.
Вступительным приветственным словом работу конференции открыл ее модератор — заместитель акима области Нурлан Нуркенов:
— Если обратиться к истории, то можно увидеть целую плеяду выдающихся личностей казахского народа, без которых сегодня было бы трудно говорить о традиционных корнях ислама. Духовная элита общества в лице акынов, жырау, биев, ученых и музыкантов одновременно являлись и знатоками религии, образованными, полноправными представителями исламской цивилизации. От Ходжа Ахмета Яссави и Асана Кайгы до Абая, Шакарима и Мыржакыпа Дулатова — все выдающиеся представители казахской культуры были носителями исламской духовности. В этом созвездии деятелей достойное место занимают и наши акмолинцы — Науан Хазрет и Садуакас Гилмани.
Перед началом пленарной части конференции состоялась презентация видеоролика «Становление казахской государственности».
На научно-практической конференции с обстоятельными аналитическими сообщениями выступили: начальник управления религиоведческой экспертизы Комитета по делам религии Министерства культуры и спорта РК Балгабек Мырзаев, доцент кафедры истории, психологии и педагогики Уфимского государственного университета (Республика Башкортостан, РФ) Ильшат Игдавлетов, доктор исторических наук, профессор КГУ им. Ш.Уалиханова Кадыржан Абуев, председатель Конгресса религиоведов Казахстана, профессор Академии при Президенте РК, доктор философских наук Айдар Абуов, директор научно-исследовательского и аналитического центра по вопросам религии Министерства культуры и спорта РК Айнур Абдырасылкызы и заведующий отделом пропаганды, секретарь совета улемов Духовного управления мусульман Казахстана Ершат Онгаров.
В небольшой газетной статье невозможно проанализировать, дать оценку каждому из докладов, но одно очевидно — все они обозначили весьма значимые направления, отвечающие общей тематике конференции. Так, Б.Мырзаев говорил о политике Республики Казахстан в религиозной сфере, ученый из Уфы И.Игдавлетов в интересной форме и манере рассказывал о религиозном факторе в юго-восточной политике России в XVIII веке. Более других отвечали теме конференции выступления профессоров А.Абуова и К.Абуева. С большим интересом собравшиеся выслушали их рефераты «Единство учения Яссави в народной исламской вере» и «Науан Хазрет — деятель, проповедовавший идеи мусульманства в северном Казахстане».
«Объединительные идеи Яссави, — считает Айдар Абуов, — сыграли одну из решающих ролей в образовании казахской народности и государственности… Проанализировав сущность, причинность и следствия возникновения и развития идеологии Яссави и его роли в тюркских государствах, с полным основанием можем утверждать, что на естественные, исторические причины образования казахского языка, казахской нации, ее вероисповедания и казахской государственности учение и мировоззрение Ходжа Ахмеда Яссави оказало большое влияние».
О нашем земляке, известном казахском ученом-теологе, просветителе народа Наурызбае Таласулы, прозванном Науаном Хазретом, рассказывал кокшетауский историк Кадыржан Абуев, давно разрабатывающий эту тему. Человек энциклопедических знаний Науан Хазрет наряду с древнетюркским и узбекским языками свободно говорил по-русски, в совершенстве владел фарси и арабским, хорошо знал литературу Востока. Утвержденный в 1886 году имамом Кокшетауской соборной мечети он многое сделал в духовном просвещении населения. По его инициативе и на пожертвование мусульман в центре Кокшетау была сооружена новая мечеть, при которой было открыто медресе. В школе-медресе наряду с мусульманским давалось и светское образование, школьники учились читать и писать, изучали арабскую и русскую графику.
Наурызбая Таласулы высоко ценили и тесно общались с ним видные представители казахской интеллигенции А.Букейханов, М.Дулатов, М. Сердалин и другие.
Значимым моментом конференции стало награждение победителей конкурса научных статей (сочинений) на тему «Духовные личности ислама в истории Казахстана». Этот конкурс проводился с 26 января по 10 апреля текущего года среди журналистов, студентов, преподавателей религиоведения и священослужителей области. В нем приняли участие 118 человек. После тщательного изучения жюри отобрало для поощрения 12 работ.
Среди награжденных — журналисты Надежда Васильева, Карлыга Мукатаева и Арман Жапаров, студенты Асхат Айтбек, Аслан Жумабеков и Денис Китке, педагоги Жайнагуль Адей, Жансая Шаймерденова и Ульяна Заховаева, священослужители Рахметулла Байменов, Куаныш Сабит и Мархаба Адиль.
После пленарной части научно-практической конференции «Духовные ценности ислама в истории Казахстана» собравшимся был показан спектакль, поставленный по пьесе местного автора, депутата Сената Парламента Республики Казахстан Жабала Ергалиева «Жан шырылы», что переводится как «Крик души». Это — крик души людей, дети которых придерживаются нетрадиционной религии, попали в сети обмана и жестокости.
Вторая половина дня была обозначена, как практическая часть работы конференции. Она прошла в КГУ им.Ш.Уалиханова в виде заседаний четырех секций, на которых также обсуждались вопросы влияния и роли религии в различных сферах жизни.
Султан ДАУТОВ.