О времени и о себе

017-4-1Гостиная «АП»
Гость нашей гостиной — человек, чья трудовая биография длиною в 65 лет прошла на казахстанских стальных магистралях. Он почетный железнодорожник и почетный гражданин г. Кокшетау, председатель совета ветеранов Акмолинского отделения железной дороги, отец, вырастивший четырех дочерей и сына, и просто интересный собеседник Владимир Луганский. Жизненный опыт, наблюдения, выводы человека, стоящего накануне своего 85-летия, интересны всем нам.

«Моя судьба — железная дорога»

— Итоги жизни, конечно, подводить мне еще рановато. Я — в строю, работаю с людьми, чувствую, знаю, что нужен. И временами думаю, как хорошо, что я родился, вырос рядом с железной дорогой, работая на ней, достиг зрелости. И профессиональной, и человеческой.

Когда слушал Послание Президента «Нұрлы жол — путь в будущее», честное слово, душа радовалась. Ведь, действительно, дороги — это жизнь. И не только тех, кто на них работает, это жизнь районов, которые к ней прилегают, жизнь всей страны. В прошлом году мне посчастливилось быть в составе нашей акмолинской делегации на торжественном открытии железнодорожных линий Жезказган-Бейнеу и Аркалык-Шубарколь. Нурсултан Абишевич говорил о том, какие возможности открываются для этих регионов, для предприятий, для всех казахстанцев. Дороги — это вопрос стратегический. Слушал нашего Президента и думал о том, сколько хороших людей я встретил за свою жизнь на железной дороге, случайные на ней долго не задерживаются. Дорога воспитывает и сближает людей. И не только тех, кто на ней работает. Чем лучше дороги, тем, кажется, меньше расстояние между родственниками, которые живут в разных частях страны, да и в других странах. Чем больше люди ездят, тем лучше узнают друг друга, доверие рождается, понимание… А, значит, будет то, о чем постоянно говорит Президент, — мир и согласие на нашей земле, которыми мы так дорожим.

Как выбирали профессию после войны и как молодые люди это делают сегодня?

— В 1948 году из всех моих одногодок в родном селе Алексеевка полное среднее образование получил только я один. Почти все 18 моих одноклассников на выпускной вечер пришли в самых «модных» тогда брезентовых тапочках, девушки их мелом выкрасили в белый цвет, и разговоры были о том, куда пойти работать. В высшие учебные заведения сразу после школы тогда поступали единицы. У всех жизнь сложилась по-разному, но специалистами стали хорошими: кто-то стал военным, кто-то юристом, агрономы были, но все это позже, когда поработали и поняли, чего в жизни хотят, к чему душа лежит.

У меня самого сомнений не было, я вырос рядом с железной дорогой, братьям-железнодорожникам в детстве завидовал. И первого сентября 1948 года стал постовым стрелочником на станции Азат Кокшетауского отделения железной дороги. Потом учился в дорожно-технической школе, назначили дежурным по станции, армия, начальник станции… И только лет в 28 поступил в Акмолинский железнодорожный техникум, конечно, заочно, семья уже была. Учиться было сложно только на первом курсе, когда дошли до спецпредметов, то задания щелкал, как семечки, преподавателям рассказывал, как мы составляем графики движения. Только техникум окончил — назначили ревизором движения. Это — очень ответственная работа. Ну, а пенсионного возраста достиг в должности начальника Кокшетауского железнодорожного вокзала, при мне построили его от первого колышка до сдачи в эксплуатацию. И о том, что в молодости поработал стрелочником, не пожалел ни разу.

Сегодня молодежь имеет возможность учиться в вузах Казахстана, в разных странах мира сразу после школы. Это хорошо, конечно. Но ведь многие ошибаются с выбором профессии, гонятся за престижными, модными. Потом начинают жаловаться: «вот меня сразу в адвокаты не берут, окончил вуз по специальности «Международные отношения», а в посольствах мест не хватает…» Если бы огляделись, начинали с рабочей специальности, то ситуация была бы другой, разочарований меньше, родителям не приходилось бы корову продавать или кредит брать, чтобы оплачивать обучение. Времена, конечно, меняются, но так было и будет: устойчивую, надежную карьеру делают те, кто начинает работать в какой-то сфере с самых низов, знает досконально все ее особенности. А учиться можно и нужно всю жизнь. Я сам окончил два факультета университета марксизма-ленинизма. Даже азы журналистики освоил, теперь, когда возглавил нашу ветеранскую организацию, знания, полученные от лучших кокшетауских журналистов, особенно помогают.

О любви и семейном счастье

— Сегодня молодежь часто ищет друзей, невест, женихов по интернету. Но разве можно так найти любовь и счастье? Надо, прежде всего, в глаза посмотреть, надо, чтобы были связаны по интересам, профессии… Моя первая супруга работала учителем в школе (тогда была 100-я, сейчас — 12-я), а мы над нею шефствовали, бывали часто. Так и подружились, полюбили друг друга в общей работе. Роза Федоровна скончалась в 30 лет от тяжелой болезни, осталась дочь Наташа, ей тогда полтора годика было. Два года спасением для меня была работа. А потом в Алексеевку, где жили мои родители, вернулась моя школьная подруга — Мария. Тоже вдова, у нее после гибели мужа остались три девочки-погодки. Встретились, поговорили, через некоторое время пришел к ней: «Давай попробуем жить вместе». Так и прожили счастливо с Марией Ивановной почти 50 лет до самой ее кончины, девочек вырастили, сын Юрий — продолжатель рода — работает в Астане, строит нашу прекрасную столицу. А узнай я в современных «одноклассниках», что подруга детства осталась с тремя детьми, не видя ее и девочек, вряд ли бы предложение сделал. Так что живое общение, когда видишь глаза человека, ничто не заменит.

О встречах с интересными людьми

— Сколько таких встреч было — не сосчитать. Расскажу об одной. Армейскую службу проходил в г. Гродно, был старшиной, и присылают к нам для прохождения военных сборов студентов сельскохозяйственной академии им. Тимирязева. Вижу родное казахское лицо, подхожу: «Ты откуда?» В ответ: «Я Еркин Ауельбеков из Кокчетава». Кровать ему рядом со своей поставил, было о чем поговорить с земляком. Прошло много лет, у нас новый секретарь обкома Еркин Ауельбеков. Мысль мелькнула: «Неужели он?» А я тогда был секретарем партийной организации. И вот собирают нас в совхозе «Кусепский», сажусь в первом ряду. Выходят члены президиума, смотрю, и, правда, он. Подойти первым, напомнить об армейской встрече у меня и в мыслях не было. Как только совещание закончилось, Еркин Нуржанович не только сам подошел, но и подвез меня к моим родителям, как я и ни отказывался. До сих пор помню, как дрожали губы у моего отца, когда он увидел, что я выхожу из машины вместе с областным начальством. Он хорошо знал о том, что малейший промах на железной дороге ведет к большой беде, думал, что меня арестовали. Но, успокоившись, на вопросы: «Чем помочь, в чем нуждаетесь?» — отвечал твердо: «Спасибо, все есть, ничего не надо».

Вот так и я сейчас, если, кто спрашивает, чем мне помочь, отвечаю: «У меня все есть. Уважение людей есть, понимание. Дети, внуки хорошие. И самое главное, что я спокоен за их будущее».

Записала Нина МИТЧИНОВА.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также