Балаби и современность

008-4-1История казахской духовной мысли содержит в себе немало тайн, раскрывать которые представляется высоким долгом тем, кто приходит после. На священных берегах Сыр-Дарьи есть немало свидетельств древней старины, и вместе с тем эта земля по праву является олицетворением новой жизни, новых веяний, инноваций, совершенных технологий и духовности.

Вспомним Пушкина, который говорил:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к отеческим гробам,

Любовь к родному пепелищу.

«Любовь к отеческим гробам», наверное, сильнее и выразительнее слов, которые бы явились выражением сегодняшнего нашего стремления познать то, что было до нас, познать и понять для сегодняшней жизни, осмысления и осознания современных процессов бытия, нет. Неслучайно Шокан Уалиханов в одной из своих экспедиций, проезжая мимо могилы Баян Сулу и Козы Корпеша, писал в дневнике: «Я мечтал напиться чаю на могиле Баян Сулу и Корпеша. Думать о прошедшем и заботиться о настоящем». Может статься, кому-то покажутся эти слова кощунственными и абсурдными, но в понимании восточного человека, понимании тюрков, могилы всегда были чистым местом, уголком земли, где можно было искать защиту, причаститься и очиститься, размышлять о жизни, Вечности, Душе. И вполне понятно желание Шокана остановиться у могилы казахских Ромео и Джульетты, остановиться, неспешно и благостно расположиться и, угощаясь чаем, думать о том, что было, чтобы прояснилось то, что происходит в настоящем.

Именно поэтому в Акмолинской области был создан международный научно-исследовательский проект «Шоқан жолдары», который объединяет всех тех, кто любит и ценит старину, кто желает глубже постичь ее тайну и загадки. Постигая гений Шокана, члены проекта участвуют в научно-исследовательских экспедициях по изучению древних памятников Казахстана, Средней Азии и зарубежья, занимаются пропагандой духовного наследия выдающихся представителей мировой науки и культуры, научно-просветительской работой среди населения. Так, участники проекта выезжали по маршруту Кокшетау — Туркестан — Арыстанбаб — Шымкент — Отырар — Шилик — Сулу — Тобе-Шиели. Члены общественного объединения, студенты, магистранты, ученые приняли участие в торжествах по установлению надгробной плиты Нияз батыру в Арыстанбабе, посетили пантеон Окшы Ата, аул Балаби, встретились со студентами Шымкента, выступили с познавательными лекциями об Отраре.

В преддверии празднования 550-летия Казахского ханства мне хотелось бы поделиться размышлениями о прошлом, связи преемственности поколений, вклада выдающихся личностей в становление независимости и государственности Казахстана. Что полезного может взять молодежь для себя, ознакомившись с жизнью и деятельностью Балаби, светлый облик которого до сих пор заставляет сердца встрепенуться и удивиться мощи народного разума, который сохранил и донес до нас духовное наследие предков, их мысли и чаяния, их благородные деяния. Балаби похоронен в пантеоне семи святых, что носит название Окши Ата, по имени одного из них. Пантеон, как явствует из архивных документов, является памятником огуз-кыпчакского периода (ІХ-Х вв.). Как пишет журналист и издатель, лауреат Союза журналистов Казахстана, автор книги «Семь мудрецов Окшы Ата» Куаныш Маханбетов, число 7 всегда считалось у казахов священным, магическим числом, и потому эта цифра взята условно, чтобы подчеркнуть святость и чистоту пантеона, а на самом деле число захоронений намного превышает указанную цифру. Вероятно, так оно и есть, ибо пантеон существовал задолго до возведения мавзолея Ходжи Ахмеда Яссауи в Туркестане, и, думаю, что обычай хоронить великих людей в одном избранном месте берет свое начало именно от пантеона Окшы Ата.

Окшы Ата находится в Шиелийском районе Кызылординской области в семи километрах от Жолека. Ученый-краевед Ауельбек Коныратбаев писал о нем: этот человек жил в Х-ХІ вв. во время огуз-кыпчаков. Он прославился в битве с врагами, защищая родные просторы. Его любили и уважали, как праведника, как святого, помыслы и устремления свои связавшего с судьбой народа. Сказать, что Окшы Ата был похоронен в пантеоне первым, было бы ошибочным. В начале XX века ученый-востоковед Каллаур писал в своих воспоминаниях, что видел здесь полуразрушенные строения и груды обожженного кирпича, и что, вероятно, это было городское поселение. Среди всего нагромождения возвышался купол памятника Окшы Ата, вот почему этот пантеон получил название Окшы Ата. Позже эти данные были внесены в книгу Кастанье «Древности Киргизской степи и Оренбургского края».

Окшы считают святым, но существует версия, что он был одним из прославленных батыров огузов. И полагаю, что это на самом деле так. Праведником его сделали позже, в угоду своих интересов клерикалы. Ауельбек Коныратбаев в статье «Несколько слов об Окшы Ата» отмечал: «Он изготавливал пули и патроны для воинов Казани. Местечко Бестам, что недалеко от Шиели, было мастерской Окшы Ата». Что касается времени его захоронения, принято считать, что могильник Окшы Ата — это памятник ХІ-ХІІ вв., пантеон, в котором хоронили выдающихся личностей, прославленных полководцев. Позже, когда был возведен мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи, захоронения стали производить в Туркестане. Если верить преданиям, то Окши Ата привиделся во сне умирающему святому Ес-Абызу и сказал: «Я лежу тут один, будь мне спутником. На что Ес-Абыз ответил: «Но ведь там пустыня, какова будет участь наших могил?» На что Окшы Ата якобы сказал: «Ничего, мы объединим усилия лежащих здесь духов, и на этом месте будет оазис — забьет вода, и наши могилы окажутся под тенью могучих деревьев». И вот прошли века, и прежняя пустыня превратилась в зеленый островок, где среди деревьев журчат родники, а чуть поодаль плещутся волны озера. Известно, что с тех далеких времен средневековья в этом пантеоне нашли пристанище известные святые-праведники, как Асан Ата, Гайып Ата, Кыш Ата, Китап Ата, Кабыл Ата. Более позднее захоронение времен Кокандского ханства — могилы Балаби, Досбола би.

Балаби, судя по немногим источникам и материалам, родился в 1811 году в Байгекуме, что недалеко от знаменитого Жолека. Отец его — Есенали имел четырех сыновей — Дилмамбета, Елеусиза, Шойынбека, Бименбета. Когда Бименбету исполнилось 13 лет, умер отец, и подростку пришлось рано познать труд кочевника. Бименбет рос не по годам умным, сметливым, самостоятельным. Воспитывался он у дяди, младшего брата отца. Аргынбай часто брал его с собой на торжества и праздники, советы старейшин. Бименбет вскоре стал известной личностью. Его, хотя он и был совсем юным, часто приглашали решать спорные вопросы и конфликты. Народ, видя его незаурядные способности: умение говорить ясно и точно, владение даром убеждения, прозвал Балабием, что означает «ребенок би».

До сегодняшнего дня сохранились в народе его искрометные выражения, крылатые слова, афоризмы и меткие определения, ставшие пословицами и поговорками. Не было ни одного спора, где бы Балаби не выходил победителем. Вот одна из таких историй, передаваемая из уст в уста и дошедшая до нас. Известный бий Смаил, аксакал из родаЖарасбай, не поддавался на уговоры кыпчаков, хотевших уладить миром дело об убийстве своего сородича людьми из рода Жарасбай. Кыпчаки требовали уплатить кун, как положено было в те времена, и завершить тяжбу, но Смаил, используя свой авторитет и напористость, не хотел признавать явных фактов и всячески избегал вынесения окончательного решения в пользу кыпчаков. Тогда кыпчаки, в очередной раз выезжая на сходку, захватили с собой 11-летнего Бименбета. Делегацию встретили по всем законам гостеприимства, отвели им отдельные покои, усадили за богатый стол. Аксакал, увидев среди взрослых подростка, недовольно сдвинул брови: «Разве это свадьба или похороны старухи, чтобы вокруг бегали дети? Мы собрались вынести важное решение, мы говорим о серьезных вещах, связанных с гибелью взрослого человека и уплаты куна за убийство. Здесь должны сидеть уважаемые бии, которые имеют право защищать интересы своих родов, достоинство и честь каждого из них. Кто этот замухрышка-верблюжонок, кто этот мальчишка? Ему здесь не место». Бименбет, спокойно выслушав, ответил: «Вы правы, почтенный бий, разве не говорили древние мудрецы, что смерть мужчины оспаривают только горячие юные головы да старые черти? Вот я и пришел защитить честь своего рода». Ничего не смог ответить на эти слова Смаил би, только распорядился тотчас же уплатить запрашиваемый кун, одарить подарками гостей. Так были восстановлены добрые отношения между двумя родами. В народе известен и такой эпизод. У коныратов был знаменитый военачальник (наместник кокандского управителя) Байзак датка. Бек Туркестана позарился на его скакуна и стал подстраивать всякие козни Байзаку. В конце концов он арестовал его и отправил в тюрьму. Потом пригласил всех биев и военачальников и, указывая на оборванные, грязные одежды арестанта, спрашивал у всех: «Подходят ли эти одеяния Байзаку?» Чтобы угодить беку, все закивали головами, когда очередь дошла до Балаби, он ответил: «Дорогой бек, если ты выпустишь из рук птицу удачи, и богатство твое и власть исчезнут, то и тебе такая одежда будет к лицу. Не зря же говорили древние мудрецы: «Потеря богатства и удачи свершится в одно мгновение, да и власти можно лишиться в одно мгновение». Бек понял, в чей огород закинул камешек Балаби, и, попросив принародно прощения у Байзака, освободил его. Вот так одно лишь слово Балаби смогло растопить лед в сердце жестокого кокандца.

Если знаменитые батыры Кудайменды, Жаназар, героический Турганбай датка защищали родную землю с оружием в руках, то Балаби силой ораторского дара, меткостью слова отстаивал интересы народа и справедливость.

Балаби и знаменитый златоуст Досбол были почти ровесниками, Балаби был старше Досбола всего на четыре года. На всех сборищах, больших собраниях первым начинал говорить Балаби, а Досбол подхватывал его слова. Чтобы дать другу время собраться с духом, Балаби протягивал руку и говорил: «А подай-ка мне табакерку, уважаемый». Пока Досбол доставал табакерку, пока отсыпал табак, проходило время, и он, собравшись с мыслями, мог говорить.

Однажды Балаби почувствовал, что не может найти верного ответа, нужных слов, и попросил у Досбола табакерку, тот промолчал. Рассердившись, Балаби громко повторил свою просьбу. Досбол догадался, что друг терпит неудачу, и, сориентировавшись в ситуации, быстро закончил мысль Балаби. Возвращаясь домой, Досбол сказал: «Эй, Балаби, ведь если не я, ты проиграл бы тяжбу, даром, что ты удачливый и язык у тебя подвешен». На что Балаби отвечал: «Эх и глупый ты человек. В том и счастье мое и удача, что у меня есть такой находчивый и сообразительный друг. Поэтому я и говорю, что удачлив, а ты красноречив».

Однажды Балаби со своей свитой решил навестить друга. Досбол, услышав об этом, уехал на пастбище, так как не мог достойно встретить гостей у себя в доме. «Ведь он же едет ко мне, а не в мой дом», — подумал он. Балаби, подъехав к аулу Досбола, увидел, что юрта друга старая и вся в заплатах. «Что будем делать? — спросил его спутник. — Может быть, поедем к баю и подождем его там?». «Нет, так не пойдет. Мы приехали к нему, вот и должны встретиться с ним», — отвечал Балаби. Балаби поехал на пастбище, спешился и подошел к Досболу. «Вот решили с вами поговорить», — сказал Балаби. Досбол же сказал: «Главное — это человек, а не его красивый дом».

Истинный жигит — тот, кто думает лишь о деле,

Истинный жигит — тот, кто думает о главном, а не о мелочах.

Истинный охотник — тот, кто увлечен лишь своим беркутом,

Истинный воин — тот, кто увлечен лишь стрелой и луком.

Недостойный жигит — тот, кто не может оторваться от суеты вокруг очага.

Мои слова понять не каждому дано.

Их может понять лишь один из толпы.

Балаби, поговорив еще некоторое время с Досболом, попрощался с ним и вместе с жигитами уехал. По дороге один из них сказал: «И зачем мы приезжали к нему, что мы тут нашли?» Балаби отвечал: «Что мы взяли? Что нашли? Я специально приехал к другу, и он мне подарил свое драгоценное Слово. Слово златоуста, посвященное мне, а это дорогого стоит. «Достойного человека достаточно лишь увидеть, увидеть его самого, а не его дом». В этих словах моего друга заключен глубокий смысл, дорогие мои, и я рад, что я их услышал». Прошли годы, и уже в глубокой старости Балаби, окруженный уважаемыми людьми, своими сородичами, позвал своих друзей и сказал: «Вы пришли сюда по моему зову, да благословенны будут ваши дни. Старость стоит у моей постели, и силы мои иссякли. Хочу, чтобы запомнили вы мои слова и передали моим потомкам. Пусть живет моя любовь к вам в их сердцах, и не забыто будет мое имя в веках. Дорогие мои, ответьте на мои вопросы:

Что тяжелее земли?

Что глубже океана?

Что жарче пламени?

Что выше неба?»

Собравшиеся судили, рядили, толковали так и этак, но не смогли разгадать загадку Балаби. Тогда старец сказал: «Хорошо, я сам отвечу на свои вопросы.

Тяжелее земли — знание, разум.

Глубже океана — наука, образование.

Жарче пламени — жизнь человеческая, мир.

Выше неба — гордыня эгоиста».

Духовное наследие Балаби — это часть мировой сокровищницы, значимое культурное явление, символ ее, формировавший в течение нескольких веков национальное самосознание. Трансформация духовного опыта таких мыслителей, как Балаби, наиболее востребована именно в наши дни, когда в республике идут процессы по реформированию общества и взят курс на инновационное развитие. Интерес к личности Балаби обусловлен потребностью в переосмыслении прошлого, поиска новых ценностных ориентиров, идеалов на пути становления открытого общества в условиях суверенного Казахстана.

Балаби — реальное лицо реальной эпохи, избравший для себя удел защитника чести и свободы народа, его совесть и его выражение. Молодым, определяющим сегодня свой жизненный путь, необходимо знание и осмысление прошлого, поскольку оно является фундаментом, основой духовного развития гражданина Казахстана.

В знаменитом дастане Мансура Бекежанова, посвященном Иманжусупу, народному герою, поэту, композитору, певцу, погибшему в застенках НКВД в 1931 году и только через 70 лет возвратившемуся к народу, автор, рассказывая о военачальниках и наместниках периода Кокандского ханства, упоминает и о Балаби.

Балаби самый старший из них,

Он удачлив и оберегаем духами.

Никто не в силах перечить ему,

Потому что он горяч, как пламя.

Он достойный сын рода Бултын.

Равный был Балаби и хану, и беку,

Защитником был и опорой народу.

Так писал в 1913 году, в год возвращения Иманжусупа к своим сородичам на берега Сыр-Дарьи, знаменитый Мансур. Далее он перечисляет имена других военачальников, среди которых и дед Иманжусупа, Турганбай датка, поднявший народ на восстание и зверски замученный кокандцами, и Торгай, Досбол, Баубек, Турсынбай, Мынбай, которые, по образному определению автора дастана, «как львы, сражались за родную землю, оберегая свой народ от врагов».

И в заключение мне хочется еще раз вспомнить Балаби, вспомнить строки его толгау, где он размышляет о Добре и Зле, о Любви, о Счастье, о Достойном и не Достойном, о Предназначении Человека на Земле, Великом счастье быть и жить на этом свете…

Слова мудреца — подобны широкой и гладкой дороге,

Слова невежи — пропасть, грозящая гибелью.

Щедрый богач — подобен широкому озеру.

Сквалыга — подобен безводной пустыне.

Воспитанная девушка — подобна жигиту с чистой душой,

Невоспитанный юнец — подобен безродному рабу.

Хорошая жена — подобна ароматному меду,

Плохая — подобна пыльной буре.

Достойная женщина — выказывает уважение,

Глупая женщина — мучает других.

Умная женщина — делает все разумно,

Бестолковая — делает все наоборот.

(Подстрочный перевод автора).

Раушан КОШЕНОВА,
доктор философских наук, председатель ОО «Шоқан жолдары».

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также