Обзор прессы

008-3-1Дайджест
ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС В БРИТАНИИ: МЕСТ НЕТ
Дважды в год Британию лихорадит. Первый приступ носит острый внезапный характер, как прободение язвы, второй — размытый, но сопровождается более высокой температурой, как грипп, за которым могут следовать различные бактериальные инфекции. Речь идет о подаче заявлений в начальные и средние школы.

Медицинское сравнение не случайно: 15 января наступает самый что ни на есть распоследний срок в попытке устроить ребенка в начальную школу. Срок этот — один по всей стране, от этого и внезапность приступа. Средние школы ведут себя более размеренно, и временные рамки варьируются от местного совета к местному совету, и от графства к графству. Однако средняя школа — это уже не просто вопрос элементарной арифметики и чтения, это вопрос уровня образования, будущих (иногда на всю жизнь) друзей, места в престижном или не очень университете, и градус волнения родителей сразу подскакивает на порядок.

При этом если раньше считалось невежливым спрашивать человека, в какой школе учится его ребенок (потому что школа могла оказаться «не той»), то теперь перед родителями стоит еще более страшная перспектива: школьных мест катастрофически не хватает.

Откуда так много школьников?

Руководители местных советов, на плечах которых лежит нелегкая обязанность обеспечить образованием все подрастающее поколение, проживающее в подведомственной территории, предупреждают, что если население страны будут продолжать расти такими же темпами, то к 2023 году государству придется искать деньги для обеспечения дополнительных 880 тысяч школьных мест, что в финансовом выражении составляет 12 млрд. фунтов стерлингов.

Острее всего нехватка школьных мест ощущается в крупных городах. Население там растет за счет притока молодой рабочей силы. Молодая рабочая сила имеет тенденцию создавать семьи и становиться молодыми родителями, дети которых должны получать образование по месту жительства. К 2023 году число необходимых школьных мест должно перевалить за 8 миллионов.

Кризису школьных мест способствуют три фактора: во-первых, развитие медицины привело к продлению детородного возраста у женщин; во-вторых, приток иммигрантов, которые, как правило, имеют большие семьи; в-третьих, новые школы практически не строятся, а власти предпочитают «латать дыры», приказывая конкретным школам в какие-то годы брать дополнительный класс, но это общей проблемы не решает.

Правительство готово выделить 7,5 млрд. фунтов на создание новых школьных мест, тогда как требуется 12. Налицо

явный дефицит.

Больше власти на местах, меньше бюрократии

Ассоциация местных советов Британии хочет добиться от центральных властей двух вещей: во-первых, чтобы им дали больше денег, во-вторых, чтобы им дали возможность самим определять, сколько, где и каких новых школ открывать, не связываясь со стандартной бюрократической процедурой.

На настоящий момент предварительная заявка на открытие новой школы составляет 12 страниц и подразумевает, что желающих открыть новое учебное заведение будут изучать под микроскопом.

Министерство образования очень серьезно относится к отбору людей, которые будут работать с детьми

Из-за масштабов бюрократии многие квалифицированные учителя уходят из государственной системы образования в бизнес частных репетиторов, что, кстати, может приносить и больший доход.

Нехватка помещений и учителей приводит к тому, что из 370 тысяч детей, которые должны пойти в начальную школу в сентябре этого года, как минимум 18% окажутся в переполненных классах.

Уроки в автобусе

Каждый год газеты публикуют душераздирающие истории о том, как детям, живущим буквально напротив начальной школы, было отказано в месте из-за повышенного процента младших братьев и сестер уже существующих учеников, которым почти автоматически гарантировано совместное обучение.

В результате бедные родители вынуждены возить своих первоклашек за тридевять земель с тремя пересадками на общественном транспорте, в школу, куда бы они при любых других обстоятельствах своего ребенка никогда бы не отдали.

Если, как обещают эти данные, ситуация еще усугубится, подобные истории могут превратиться в печальную повседневность.

Пока же местные советы выкручиваются как могут. В северном английском графстве Нортумберленд, например, некоторым малышам повезло начать образование не в традиционном здании и не в традиционном классе, а в специально приспособленном для этой цели двухэтажном автобусе.

Подозреваю, что сами ребятишки в восторге от такой перспективы, тогда как родители, наверное, хватаются за голову.

Если называть вещи своими именами, то, по большому счету, местные советы хотят, чтобы правительство облегчило им финансовое бремя. В значительной степени дополнительные средства учителям и очень многие образовательные программы финансируются из бюджета местных советов, которые складываются в том числе из так называемых местных налогов, которые платит население.

Местные советы хотят, чтобы правительство увеличило расходы на образование

Местные советы хотят, чтобы центральные власти не только одобряли и планировали открытие новых школ, но и финансировали их из центрального бюджетного кошелька. При этом право решать, нужны или нет новые школы, советы хотели бы оставить за собой.

Финансовые тиски

В принципе, это разделение труда представляется вполне логичным, если бы не то обстоятельство, что период безудержных государственных трат (за которые ныне находящиеся у власти консерваторы не устают ругать лейбористов) остался позади, и Британия не пыталась бы выбраться из глубокой финансовой ямы путем жесткой экономии.

Проблема в том, что экономит правительство прямо сейчас, а проблема школьных мест встанет совсем ребром только в 2023 году. С одной стороны, понятно и логично, что сани надо готовить летом, и решать проблему школьных мест уже сейчас, а с другой… С другой — все просто: где деньги взять?

Кстати, главные политические партии Британии не менее традиционно воспользовались и этим спором, чтобы обвинить друг друга в недальновидности и отсутствии перспектив.

Лейбористы говорят, что на предстоящих в мае всеобщих выборах избирателям будет предоставлена возможность выбрать между «разумным и прагматичным подходом лейбористов, которые намерены ослабить давление на школы, и Дэвидом Кэмероном, с его безответственной политикой, бросающим деньги на создание новых школ в местах, где их и так избыток, вместо того, чтобы строить их там, где надо».

Консерваторы не остаются в долгу: «Предыдущее правительство лейбористов не сумело заложить фундамент на будущее, срезало школьные места во время роста рождаемости и выпустило иммиграцию из-под контроля, одновременно растратив миллионы фунтов налогоплательщиков на свои провалившиеся проекты в образовании».

Впрочем, подобное перетягивание каната происходит каждый год, когда подступает тот самый крайний срок подачи заявлений на школьные места. Температура у страны резко подскакивает, после чего, как правило, наступает кризис, и медленное выздоровление до следующей лихорадки — а она запланирована на весну, когда будет решаться вопрос с местами в средних школах.

***

ПОКИНУВШИЕ СТРАНУ ЛАТВИЙЦЫ НАЗВАЛИ ЗАРПЛАТУ, КОТОРАЯ ВЕРНЕТ ИХ В ЛАТВИЮ

Примерно треть латвийцев, которые уже долгое время живут и работают за границей, готовы вернуться в Латвию, если на родине им предложат зарплату не менее 1000 евро.

Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного исследователями Института философии и социологии Латвийского университета. Большинство респондентов отметили, что достаточной мотивацией для возвращения в Латвию для них стала бы зарплата размером 1000 -1500 евро в месяц.

Опрошенные назвали главные причины, по которым жители уезжают из Латвии: финансовые трудности, желание лучше зарабатывать, желание улучшить качество жизни, желание заработать на пенсию, неспособность справиться с кредитными обязательствами.

Треть латвийских эмигрантов пояснили: одной из причин переезда в другие страны послужило ощущение того, что они не видят, какое будущее их ожидает в Латвии.

Ознакомившись с полученными данными, авторы исследования призывают власти Латвии улучшить налоговую систему в стране, посколько многие эмигранты критиковали ее и указали как одну из причин переезда в другое государство. Кроме того, покинувшие страну жители активно критикуют отношение к работникам, которое демонстрируют работодатели в Латвии.

В ходе исследования были опрошены 14 086 латвийцев, проживающих в 118 странах мира. Окончательные результаты исследования будут представлены 26 января.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также