Счетчики тепла: так ли очевидна экономия?

110-2-1Коммуналка
В минувший отопительный сезон от жителей многоквартирных домов областного центра поступали жалобы о том, что они замерзают в собственных квартирах.
Эту проблему они связывали с установкой общедомовых приборов учета тепла. А жители других домов, напротив, «жалуются» на жару в 30 градусов и выше. Причина, по мнению людей, опять-таки в счетчике. При этом за тепло, согласно квитанциям, полученным после установки ОДПУ, пришлось отдавать несколько больше. На вопросы о том, может ли установка прибора учета тепла повлиять на температуру в квартире, о негативных и положительных последствиях такой установки, отвечает директор филиала АО «Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ» Сунгат Айтуганов.

—   Сунгат Капарович, причину неудобств жильцы видят в одном -в установке общедомового прибора учета тепла. Так уж ли эти соображения беспочвенны, и какие существуют пути выхода из подобных ситуаций?

— Однозначно могу сказать одно: правильно установленный прибор учета не может влиять на качество поставки тепловой энергии, на то, чтобы повышать или понижать температуру в квартире, делать подачу тепла меньше или больше. Прибор учета такие функции не выполняет и его установка ни в коем случае не может повлиять на качество поставляемого теплоносителя (горячая вода в батареях — авт.) в дома потребителей и не может стать причиной какого-либо дискомфорта при потреблении тепловой энергии. Причина заключается, скорее всего, в отладке тепловых узлов, т. е. не налажена система, чтобы тот объем тепловой энергии, который забирает отдельно взятый дом, был комфортным. Это касается вопросов теплового узла, но не касается приборов учета.

Для оптимальной температуры в квартире желательна установка системы регулирования тепла, которая работает в автоматическом режиме и называется автоматизированным тепловым пунктом (АТП). Он-то и регулирует подачу тепловой энергии в зависимости от наружной температуры воздуха. Например, если на улице потеплело, объем подаваемого теплоносителя сокращается, следовательно, сокращаются и объем потребления, а вместе с ним и расходы потребителя.

Если в доме не установлен АТП, возможно ли регулировать теплоподачу? И, если возможно, кто должен этим заниматься?

— Можно, но не всегда. Как правило, тот регулировочный диапазон, который на сегодняшний день допустим, не всегда дает возможность отрегулировать поступление тепла именно так, как хотелось бы. Почему? Потому что есть качественное регулирование и есть количественное. Температуру теплоносителя регулирует теплоисточник, в данном случае ГКП на ПХВ «Кокшетау жылу». Именно от этого зависит, какой объем тепла должен поступать в дом. Если АТП не предусмотрен, комфортная температура в квартирах регулируется при помощи изменения диаметра сопла.

За эксплуатацию тепловых узлов, которые являются общедомовой собственностью, отвечает орган управления объектом кондоминиума. В большинстве случаев это КСК, либо управляющие компании. К сожалению, КСК зачастую не располагает трудовыми ресурсами, которые могли бы профессионально это сделать. Поэтому КСК должны иметь соответствующие договоры на обслуживание этих тепловых пунктов. Автоматизирован тепловой пункт или нет, — в любом случае оборудование нуждается в определенном сервисном обслуживании для того, чтобы оно долго, надежно и качественно служило в интересах потребителей.

—   Жильцы многоквартирных жилых домов разбились на два лагеря — сторонников установки приборов учета и ярых противников, мотивирующих свои доводы, во-первых, дороговизной самого счетчика, во-вторых, затратами на обслуживание и поверку.

— Вопрос цены, конечно, не последний. На рынке множество предложений, никто не имеет права навязывать людям того или иного производителя — выбор за потребителем. Учитывая, что межповерочный интервал теплосчетчиков три года, он, как правило, успевает окупиться за один отопительный сезон. В домах, где проведен ремонт по программе модернизации ЖКХ, жители в полной мере ощутили экономию от установки приборов.

Каков процент оснащенности приборами учета районов и городов области?

— Естественно, мы располагаем данными по оснащенности приборами учета тепловой энергии в области. Мониторингом ситуации занимается также департамент АРЕМ и областное управление энергетики. На сегодняшний день разработана программа по оснащению приборами учета на возвратной основе через фонд развития ЖКХ за счет средств республиканского бюджета. Оплачивать за счетчики, в соответствии с законом, обязан потребитель. В среднем по области оснащенность приборами учета составляет 24,4 %, в том числе Кокшетау — 11,4%.

Что же, на Ваш взгляд, препятствует стопроцентной оснащенности приборами учета тепла в области, в целом по стране?

— Первое и архиважное условие — готовность самих потребителей. Положительный итог любого мероприятия в сфере ЖКХ, будь то ремонт, замена каких-либо насосов, железной двери, домофонов и прочего, зависит от сознательности собственников квартир. Когда придет понимание, что это нужно прежде всего для их же блага, тогда счетчики появятся во всех домах, где их установка технически возможна, причем в очень короткий промежуток времени. Арифметика здесь простая: если жильцы платят по норме, которая выше, чем фактическое потребление, то в этом случае идет переплата. Недоплата за оказанную услугу (если норма ниже фактического среднего потребления) приводит к тому, что теплоисточник не в состоянии, например, отремонтировать своевременно оборудование, тепловые сети, вследствие чего увеличиваются потери, износ, снижается надежность теплоснабжения, отчего, в конечном итоге, страдают сами же потребители. Где нет учета, там нет контроля качества тепловой энергии. Отсюда возникают все спорные вопросы, разобраться в которых практически невозможно. Сегодня мы говорим, что теплосеть не дает достаточной температуры, завтра мы говорим: внутренняя инженерная инфраструктура не в состоянии принимать ту тепловую энергию, которая подается по тепловым сетям из-за неготовности стояков. Приборы учета все расставляют на свои места и, в первую очередь, защищают потребителя. Вскоре потребители это должны понять.

Также важный момент: у каждого дома должна быть управляющая компания, КСК, который будет объединять их усилия, с помощью которых будут реализовываться задачи по ремонту, термомодернизации. Очень значимы экономические стимулы к установке приборов учета. Эти стимулы сегодня закреплены на уровне законодательства. Закон говорит, что тот потребитель, который имеет приборы учета, платит меньше. Это — прямая норма Закона «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности». Во всех регионах Казахстана, во всех теплоснабжающих организациях должны быть утверждены дифференцированные тарифы в зависимости от наличия или отсутствия приборов учета. Это отправная точка, от которой нужно отталкиваться в деле стопроцентного обеспечения МЖД приборами учета.

Среди потребителей бытует мнение, что после стопроцентной установки приборов учета тарифы на тепло поднимутся, и выгода нивелируется?

— Возможно. Все будет зависеть от стоимости на энергоносители: электроэнергии, мазута, угля и прочих расходов при составлении тарифа. Однако всем нам нужно знать, что Закон РК «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» направлен на экономное потребление энергоносителей и сбережение природных ресурсов для будущих поколений.

Вопросы задавал Виктор АКАШИН.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также