С кого начинался Степногорск

086-4-3Рядом с нами
Старшее поколение степногорцев очень хорошо знает руководителя городского общественного объединения ветеранов войны и труда Василия Гаврилятова — человека неутомимой энергии и большой работоспособности.
Несмотря на свой довольно преклонный возраст, а Василию Константиновичу осенью этого года исполнится 85, он всегда бодр духом, активен и готов прийти на помощь всем, кто в ней нуждается.
Желание рассказать об этом интересном человеке возникло после того, как мы узнали, что он работал в той самой легендарной геологоразведочной партии № 45 (ГРП № 45) Степной экспедиции, что дала начало разработке местного месторождения урановых руд и стала причиной строительства города горняков и металлургов.

Родился наш герой в селе Партизанка Макинского района 25 ноября 1929 года, детство провел в городе Щучинске и селе Веденовка. По окончании школы поступил в Щучинский горнометаллургический техникум, который окончил в 1950 году по специальности «Горный техник по разработке рудных и нерудных месторождений открытого и подземного типа». Пять лет Василий Константинович трудился на Севере в одном из золотодобывающих комбинатов Магаданской области, здесь создал семью, родилась старшая дочь Татьяна. Его супруга Клавдия Петровна по образованию -геолог. В октябре 2014 года Гаврилятовы отпразднуют шестидесятилетие совместной жизни.

В 1955 году семья приняла решение вернуться на историческую Родину. Старший брат Василия Константиновича Анатолий уже трудился в ГРП № 45 Степной экспедиции. Василий Константинович был принят старшим горным мастером на пятый участок ГРП № 45 Степной экспедиции. С особой теплотой он вспоминает своего первого непосредственного руководителя Анатолия Змиенко — главного инженера партии, человека очень эрудированного и грамотного, настоящего специалиста в геологии.

В те далекие годы разведка уранового месторождения проводилась в основном бурением разведочных скважин станками, а также подземными горными выработками шахт глубиной до 100 метров. На одной из таких шахт трудились Василий и Анатолий Гаврилятовы. Работать было очень сложно, месторождение, на котором велись изыскательские работы, было сильно обводнено. Во время горных работ в шахтах геологи зачастую стояли по пояс в воде, на них лились потоки грунтовых и подземных вод. Зимой бывало еще сложнее, температура наружного воздуха с декабря по февраль достигала сорока градусов мороза, да и бураны и метели, царившие большую часть зимы на территории месторождения, доставляли немало трудностей. Как вспоминает Василий Константинович, однажды скважину на территории нынешней Кварцитки занесло снегом: сменная бригада полдня пробивала к ней путь через трехметровый сугроб. В январе дома, землянки, в которых жили геологи, заносило снегом так, что порой дом от сугроба можно было отличить лишь по трубе дымохода.

В 1956 году в семье Гаврилятовых радостное событие — родился сын Константин. Маныбайское месторождение, на котором тогда вел изыскательские работы Василий Константинович, поэтапно вводится в эксплуатацию. Одновременно создается предприятие, которому через несколько лет будет присвоено название Целинный горно-химический комбинат, а пока его называют Почтовый ящик № 6.

В1959 году в семье Гаврилятовых снова пополнение, родилась младшая дочь Наталья, семья в это время живет уже на Кварцитке. 3 июля 1959 года создано новое предприятие — Почтовый ящик-10 — будущее рудоуправление № 2 Целинного горно-химического комбината. На месте изыскательских работ геологов открывается карьер № 4, добыча урана ведется уже в промышленных масштабах. Большая заслуга в своевременном завершении изыскательских работ, по словам Василия Константиновича, лежит на плечах мужественных и сильных духом геологов: Н. Шведенко, В. Сухоручкина, С.Теплова, А. Гаврилятова, В.Потапова, Ю. Разумова и многих, многих других.

Особую роль в своей судьбе Василий Константинович отводит окружавшим его тогда людям и всегда рассказывает с большой теплотой о тех, с кем ему посчастливилось работать и жить. Незабываемое впечатление на героя нашего рассказа произвели встречи с министром среднего машиностроения СССР Ефимом Славским.

Первая из них произошла в сентябре 1958 года, когда Василия Константиновича вызвали в контору ГРП № 45. Вместе с ним «на ковре» у руководства оказались еще трое молодых специалистов, как выяснилось позже, все они, как и Василий Константинович, имели личные машины — «Победы». Руководство объяснило: в ближайшее время ожидается прилет министра среднего машиностроения СССР, а так как в Степной экспедиции была лишь одна служебная машина ГАЗ- 67, то к приглашенным товарищам есть важное поручение — составить кортеж из автомашин для встречи и сопровождения важного гостя из Москвы.

На следующий день вымытые до блеска «Победы» прибыли на местный аэродром. На площадке по стойке «смирно» стоял караул из солдат местной военной части, вскоре приземлился самолет с министром на борту. Обойдя почетный караул, гости расселись по машинам. Кортеж двинулся в сторону поселка и остановился на месте нынешней ТЭЦ, где первоначально планировалось начать строительство Степногорска. Выслушав доклад подчиненных на месте будущей стройки, Ефим Павлович поинтересовался о том, какие ветра преобладают в данной местности, и распорядился переехать к месту дислокации «запасного варианта». Проехав несколько километров по бездорожью, кортеж остановился на одной из возвышенностей в районе нынешнего Пригородного. С небольшой сопки открывался великолепный вид на слегка холмистую степь, ограниченную лентой сосново-березового леса. «Здесь и начнем строительство города», — сказал Ефим Павлович. — И имейте в виду, — продолжил он, — ни одно дерево не должно пострадать, головой отвечаете».

Вторая встреча с министром произошла летом следующего года, когда начальник участка буровзрывных работ Василий Гаврилятов должен был продемонстрировать министру работу новой модели бурового станка БСШ-1М. К его приезду готовились очень тщательно, но станок, который готовили к показу, был уже в работе несколько дней. Чтобы машина выглядела, как новая, помощник Василия Константиновича втайне натер станок соляркой. Прилет министра задерживался на час, а тем временем налетевший ветерок принес с собой клубы пыли, вместо сверкающего от масла новенького станка получился запыленный и неприглядный на вид агрегат. Правда, министр, увидев его в работе, остался доволен.

Василий Константинович с благодарностью говорит о коллегах, с которыми вместе прошел долгий трудовой путь. «Я встречал замечательных людей. На Крайнем Севере — начальника Родионовского разведрайона, впоследствии директора Валунистого геолого-разведочного комбината, Героя Советского Союза Александра Липунова, начальника рудника Виталия Жуковского. В ГРП № 45 и Степной экспедиции — это Владимир Сухоручки н, Анатолий Змиенко, начальник Степной экспедиции Юрий Поволоцкий, главный инженер, впоследствии начальник главка, Герой Социалистического труда Николай Карпов, директор рудоуправления № 2, впоследствии директор ЦГХК Николай Алексеенко, главный инженер ЦГХК Андрей Кузьменко, директор ЦГХК, Герой Социалистического труда Сергей Смирнов», — с искренней теплотой называл эти имена Василий Константинович. А нам интересно было записать его увлекательный рассказ о геологах, стоявших у самых истоков г. Степногорска.

Ануар СУЛТАНБЕК.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также