Как стать счастливой

032-4-3— Я никого не виню в том, что со мною случилось, ни на кого, ни на что, никогда не обижаюсь. Это — моя жизнь, другой у меня не было, значит, так было надо, — говорит жительница села Красный Яр Айша Мухамеджанова.
Айше Мукажановне сейчас 67 лет. Больше тридцати из них она не может встать на ноги. Разговаривая с этой красивой, спокойной, уверенной в себе дамой, воочию убеждаешься в том, насколько неверны многие сложившиеся и, увы, живучие стереотипы о людях с ограниченными возможностями. Большинство из них, попавших в беду, могут стать не просто поводом для сочувствия, а примером силы духа, воли, стремления жить достойно. Жизнь и судьба Айши Мухамеджановой — тому подтверждение.

В семейном альбоме — фотографии семнадцатилетней Айши: глаза красивой, веселой девушки так и лучатся ожиданием любви и счастья. Все так и было: любовь, счастье, семья, дети. В семнадцать она вышла замуж за серьезного двадцатишестилетнего парня: «Понравился сразу: взрослый, жить умел, ухаживать умел…». Увез он ее в село к своим родителям. Очень скоро начала работать.

— Муж сам сказал, что ты будешь дома сидеть со стариками. В доме еще четыре золовки, было кому домашним хозяйством заниматься, — вспоминает Айша Мукажановна первые годы семейной жизни. — Потом стали жить отдельно от родителей, работали в совхозе, скот держали, дети появились. Две старшие девочки умерли совсем маленькими. Тогда же как было, декретный отпуск — два месяца, и на работу. То со стариками малышей оставишь, то золовки присмотрят, в ясли отдавали совсем крохотных. Где-то недосмотрели, наверное, простывали мои девочки.

Кого-то горе, испытания ломают. Айшу — закаляли. Жизнь продолжалась, шестеро детей с малых лет становились настоящими помощниками родителям.

— Мама нас научила всему, — говорит сегодня ее старшая дочь Алма Каиркеновна. — Стирать, готовить, за скотом ухаживать, коров доить — об этом и говорить не стоит. Для нас это норма, причем, работа не делилась на мужскую и женскую. Мама учила нас главному — отношению к жизни, где труд стоит на первом месте, помогать друг другу, старших уважать, гостей принимать.

Тогда Айша Мукажановна — молодая, здоровая женщина и предположить не могла, что когда-нибудь эти качества, которые воспитала она в детях, в буквальном смысле спасут семью, помогут ей справиться с бедой.

Проблемы со здоровьем начались после тридцати лет. Доктора долго не могли понять причины страшных болей в спине. Диагноз поставили через несколько лет в областной больнице. Операция спасла жизнь, но на ноги мать шестерых детей, младшему из которых было пять лет, уже не встала. В дом (к этому времени семья переехала в поселок Красный Яр, чтобы Алма — студентка Кокшетауского педагогического института — могла учиться, не уезжая из родительского дома) сын Казбек внес ее на руках.

— Так и носили меня семь лет. Первая коляска появилась только в 1990 году. И носили на руках сыновья. Муж ушел из семьи через два года, — сегодня Айша Мукажановна может говорить об этом спокойно. — Все было, и боль, и обида, и ночи бессонные. Как детей поставить на ноги, ведь он же и не помогал совсем. Первые годы не разрешала ему с детьми общаться, а потом жалко стало. Он и так Богом обижен, потому что одинокий. Ему было хуже, чем мне. У меня дети, а он, как бишара, с той женщиной, к которой ушел, у него не очень ладилось. Все его родственники тогда вокруг меня были и до сих пор ко мне ходят. Когда два года назад умер, у меня так давление поднялось, чуть не парализовало.

Не будем судить человека, тем более, что его уже нет в живых. Не будем обобщать наверняка известные каждому случаи, когда мужчины не выдерживают испытаний, связанных не только с тяжелой болезнью жен, но и родных детей. Конечно, не все, но, увы, многие. Каждый решает сам. Но становится ли счастливее при этом? Вряд ли…

Покойный муж Айши Мухамеджановой не мог не знать, насколько тяжело приходилось его детям. Тем более, что наступили сложные для всех девяностые годы уже прошлого века. Доход семьи — пособие по инвалидности матери, стипендии Алмы и Казбека.

«У тебя дети, как муравьи», — говорили Айше Мукажановне соседи. Студентка Алма в семь утра уезжала на занятия. До этого успевала корову подоить, молоко просепарировать. Но корова-кормилица была недолго. Совхоз распался, с кормами стало трудно — пришлось продать. Деньги положили на депозит, на семейном совете решили, что это на «всякий случай». В результате денежной реформы этот неприкосновенный запас «сгорел». Переживать было некогда. Все работали, не взирая на возраст и состояние здоровья. Вещи, связанные Айшой Мукажановной, всегда пользовались спросом у односельчан. Мальчики купят мешок моркови, помоют, почистят. Девочки за ночь приготовят салаты, утром, кто свободен — несут на базар. Чуть позже открыли свой павильон.

— Машины не было, продукты покупали в «оптовках», тяжеленные сумки сыновья носили. Нурлан говорил: «Мама, у меня руки будут скоро длиннее, чем у обезьяны». А я ему: потерпи, сынок, я тебе машину куплю, — это обещание Айша Мукажановна сдержала.

Как и данное себе слово помочь каждому из шестерых детей получить хорошее образование. Все они стали дипломированными специалистами, у всех семьи, дети. Высшее образование уже получают старшие из четырнадцати внуков этой незаурядной женщины. И каждый из них убежден, что их бабушка — самая лучшая.

Как и положено у казахов, сама она живет с семьей младшего сына. Живет, любя, беспокоясь, заботясь о каждом члене своей большой семьи. Живет, окруженная любовью, заботой, уважением. И не это ли счастье уже немолодой, но по-прежнему сильной, мудрой женщины?

Нина МИТЧИНОВА.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

На снимке: Айша Мухамеджанова в кругу семьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также