В Казахском музыкально-драматическом театре имени Ш. Хусаинова готовятся две премьерные постановки — «Английская рулетка» Эрика Эллиса и Роджера Рииси и «Трамвай желаний» Теннеси Уильямса. Оба спектакля — работы главного режиссера Болата Абдрахманова, который чуть более месяца назад, по приглашению руководства, возглавил труппу областного казахского театра. Выпускник столичной академии искусств, прошедший мастерскую одного из ведущих режиссеров Казахстана, заслуженного деятеля РК Юрия Ханинга-Бекназара, знаком с этим коллективом не понаслышке. На подмостках каздрамтеатра в 2010 году состоялся его дипломный спектакль — «Люди и мыши» по произведению Стейнбека. И тогда, и на сей раз автором декораций, костюмов персонажей стала художница из Санкт-Петербурга Кира Петрова, работающая в настоящее время в постановочной части Мариинского театра. И если спектакль «Люди и мыши» она оформляла дистанционно, посредством связи по интернету, то на этот раз впервые лично приехала в Кокшетау. Мы не преминули встретиться с российской гостьей, чтобы задать ей несколько вопросов.
О — Кира, расскажите немного о себе.
— Окончила в 2010 году постановочный факультет Санкт-Петербургской Академии театрального искусства. Учась в вузе, приобретала практический опыт, работая в театральных мастерских «Художественно-производственного объединения» и Мариинского театра, позже трудилась в художественно-постановочной части театра им. Ленсовета, где принимала участие в постановках пьес «Ревизор», «Заповедник», «Чехов. Водевили», в качестве ассистента художника Павла Капревича выпустила бенефис Михаила Боярского. Сейчас тружусь в Мариинке.
— Вы продолжаете сотрудничество теперь уже с режиссером Акмолинского областного казахского театра Болатом Абдрахмановым, которое началось в 2010 году. Почему?
— Потому что работать с ним легко. Наше сотрудничество началось спектаклем «Люди и мыши» в 2010 году в г. Кокшетау, после мы с ним выпустили в г. Петропавловске пьесу «Здравствуй, Белый Пароход! Это Я». Хочу отметить, что есть авторитарные режиссеры, заявляющие: «Я все придумаю, а вы рисуйте!». А есть иные, такие как Болат, который старается, чтобы в творческом тандеме «режиссер — художник», у последнего был простор длят ворчества.
— Любой спектакль — это всегда создание среды для актеров, в которой им должно работаться комфортно. Трудно ли воплотить эту задачу в декорациях?
— Не всегда. Иногда какие-то эскизы, наброски рождаются уже в процессе прочтения пьесы. Затем я иду на обсуждение с этим к режиссеру, пытаюсь объяснить, донести до него свои задумки и планы. К примеру, в спектакле «Английская рулетка» мы решили погрузить зрителя в атмосферу 40-50 годов прошлого столетия. Это будет красиво, здорово, интересно.
— А как же современная тенденция минимализма сценографии?
— Знаете, минимализм хорош тогда, когда продиктован сюжетом пьесы, а если на сцене разворачиваются события классической постановки? Глаз ведь начинает скучать по соответствующей обстановке. Такчто я за эклектику, и строю работу на смешении разных стилей.
— Насколько сложно бывает найти тот самый точный образ, золотую середину декорационного оформления?
— А это и есть те самые сложности работы, заключающиеся в том, что ты придумаешь по-своему, нарисуешь эскизы, а в результате репетиционной работы все может кардинально поменяться. И здесь моя задача придумать что-то так, чтобы созданные мною декорации с минимальными потерями остались на сцене.
— Кира, зритель по окончании спектакля аплодисментами благодарит актеров за игру. Работа художника, оформившего сцену, остается в тени. Как Вы к этому относитесь?
— Спокойно отношусь. Дело в том, что зритель все равно запоминает талантливую постановку, которая, по сути, и есть наша общая работа. Сценический образ, будь то персонажи или то, что их окружает, создается всем, что имеется в распоряжении театра — актерской игрой, декорациями, внешним обликом куклы, светом, музыкой. Зритель всегда понимает, что любой спектакль — это всегда синтез работы многих людей.
— Вы впервые в Казахстане. Как Вам у нас работается?
— Хорошо работается. Для меня не важно, где происходит рабочий процесс, в Казахстане или России, главное, чтобы люди были нацелены на результат. Что касается работы над двумя грядущими спектаклями, я, как художник, стараюсь прислушиваться к мнению режиссера, обсуждаем все детали, и у нас может запросто родиться совершенно новый вариант сценического оформления, устраивающий обоих. К примеру, в процессе работы над спектаклем «Трамвай желаний» мы трудимся уже над третьим вариантом декораций. И дело здесь не в режиссере, который, повторюсь, абсолютно не авторитарен, а скорее во мне. Я приехала в Кокшетау с большим желанием помочь коллеге.
— Благодарю за беседу.
Вопросы задавала Раушан УТЕУЛИНА.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.