Рядом с нами
Мы сидели в уютном со вкусом обставленном зале сельского особняка. Его хозяйка Анна Головченко неторопливо рассказывала о себе и прожитом времени. Предаваясь воспоминаниям, она порой становилась задумчивой, особенно, когда это касалось детства, опаленного войной, и тут же менялась в голосе, сияла улыбкой, повествуя о студенческих годах, задорной молодости.
— Успешно закончила Славянское медучилище Донецкой области и запылала желанием поехать на целину, — откровенничала собеседница. — Слова всем знакомой песни: «Родины просторы, горы и долины…» будоражили мою душу, звали в неизведанные дали. В ту пору по зову сердца ехали сюда со всей большой страны тысячи одержимых, пропитанных духом патриотизма молодых энтузиастов. Целина — особая героическая страница Ленинского комсомола, ксодержанию которой причастна и я — медицинская сестра. Конечно, не думала — не гадала, что всем своим существом срастусь с этим степным раздольем, подружусь с его удивительными людьми, пущу глубокие корни в среде единой семьи братских народов.
От Донецка до бывшего Акмолинска трое суток езды. Поезд на всех парах увозил ее все дальше от отчего дома, и она под стук колес крепко засыпала, то серьезно задумывалась, переживая как сложится судьба, получится ли из нее настоящий медицинский работник. Только по прошествии времени поняла, что зря беспокоилась, терзала себя.
— Начальник отдела кадров Атбасарского рай-здрава встретил с улыбкой, расспросил, что да как и, пожимая руку, на прощание сказал: «Езжай в с. Полтавку — это рукой подать, там тебя уже ждут». Дело было вечером и мне предложили переночевать на постоялом дворе. Ждать утра не стала, доехала к месту назначения на попутке. А потом, как говорится, закрутилось, завертелось колесо. Не замечала как летели дни, месяцы и годы. Ни о чем не жалею, осознаю, что здесь нужна была людям.
Да, на таких как Анна Дмитриевна в первые годы целины держалось здравоохранение края. Катастрофически не хватало врачей, работников среднего медперсонала, в зачаточном состоянии была и материально-техническая база лечебных учреждений, особенно в сельской местности. И в этих далеко непростых условиях специалисты Полтавского фельдшерско-акушерского пункта на уровне справлялись со своими обязанностями. Три медика держали на учете всех 1800 жителей села, имея свой физиокабинет, лабораторию, лечили амбулаторных больных, строго по срокам делали обязательные прививки детям, к тому же серьезно занимались санпросветработой.
— Ни свет, ни заря по два раза в неделю бегала на МТФ проверяла санитарное состояние фермы и порядок хранения молока в охладителях, организовывала беседы с животноводами на темы предупреждения от простудных заболеваний, личной гигиены, — вспоминала Анна Дмитриевна. — В поле моего зрения находились МТМ, стройучасток, школа, детский сад, пекарня, столовая. Все, о чем речь, организовывала в нерабочее время. А днем работы хватало в ФАПе и на вызовах. В селе справляли много свадеб, в год на свет появлялось до шестидесяти и больше детей. Радость-то какая! Ноихлопотуменя, акушерки, хватало. В амбулатории не было спецотделения, и роды приходилось принимать на дому. Не поддается подсчету, сколько часов просидела у постелей рожениц, сколько приняла малышей.
Случались разные ситуации. Вспомнила случай, когда при родах на волосок была жизнь молодой мамы. Опыт и самообладание помогли акушерке все же вывести роженицу из тяжелого состояния, поставить на ноги и сохранить сына-богатыря. На этот раз терпение у Анны Дмитриевны лопнуло. Выслушав проблемы медработников, высказанные акушеркой Головченко, директор совхоза Семен Петренко пообещал найти подходящее помещение для родильного отделения. Свое слово сдержал. Справив новоселье в новом здании, Анна Дмитриевна одновременно взвалила на свои хрупкие плечи тяжелую ношу — многие годы возглавляла фельдшерско-акушерский пункт. Прибавилось забот хозяйственных, общественных, чему отдавалась сполна. Так же по вызовам среди ночи и днем, в выходные и будни бегала с саквояжем, битком набитым разными лекарствами, микстурами, тонометром, к занемогшим, помогала им насколько хватало знаний, тяжелых больных без промедления отправляла в райбольницу. За свое милосердие, отзывчивость и доброту завоевала всеобщее признание полтавчан. Те, кто уехали после развала Союза на свою историческую родину, пишут письма, созваниваются со своим лекарем и непременно говорят: «Доброго вам здоровья, Анна Дмитриевна».
Люди помнят своего спасителя и зачастую забывают, что Головченко давно на заслуженном отдыхе, частенько стучатся в дверь и просят: «Уважьте, Дмитриевна, захворал дед, или дочь, или внук».
— Как отказать человеку? — с пониманием говорила Анна Дмитриевна. — По моему пониманию, настоящий медик в любом возрасте не вправе отказывать, когда взывают к помощи. В такие моменты мне становится надуше теплее, что селяне не забывают меня, считаются с моим опытом.
Добросовестный труд Анны Дмитриевны на ниве здравоохранения достойно отмечен государством. Удостоена медалей: «За трудовую доблесть», «Ветеран труда», «За освоение целинных земель» и юбилейной, «50 лет целины». Ей присвоено звание «Заслуженный работник здравоохранения Каз. ССР».
По натуре ветеран труда Анна Дмитриевна — человек деятельный, коммуникабельный. На прошедших выборах Президента была его доверенным лицом, является членом НДП «Hyp Отан», член райсовета ветеранов. Она — личность незаурядная, кладезь доброты, высокой порядочности и внутренней культуры. А еще хорошая хозяйка и весьма хлебосольная. Эти же качества присущи и ее спутнику жизни, труженику тыла Ивану Ивановичу Головченко.
В годы войны, начиная с четвертого класса, все каникулы проводил в поле. Вместе с другом быками окучивали картофель, в период жатвы бочонком развозили воду косарям, вывозили навоз на паровые участки. Вдвоем лобогрейкой косили колосовые — один садился верхом и погонял быка, а другой орудовал вилами, сбрасывая из лафета скошенные пшеницу и рожь. Тяжелый этот труд был для подростка. И гонять днями мяч по селу не позволяла совесть, — каждый должен работать внушали сыну родители. И он безропотно соглашался.
Три года служил в Дальневосточном военном округе — курсант годичной школы младших командиров, командир пехотного отделения, замкомвзвода, старшина роты — такой армейский послужной список Ивана Головченко. После демобилизации вернулся в родное село. Работал шофером, разнорабочим в убойном пункте.
Здесь, на пыльных дорогах целины, и повстречались миловидная Анна и видный Иван. Совместная их жизнь сложилась прекрасно. Сохранили преданность друг кдругу, воспитали двух дочерей и сына. Два часа, проведенных с четой Головченко, показались мгновением. Они оба своим душевным теплом просто завораживают.
Иван ПЕРЕРВА. Атбасарский район.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.