Отличить подлинное от фальшивки

Мнение собственное
«Тому, кто совершенен, место в музее»
Э.-М. Ремарк.

В Древней Греции «мусейонами» называли места, где проводили ритуалы поклонения музам. Эти обиталища богинь искусств —  пения, танца, поэзии — находились в различных заповедниках. Живописная роща, вершина завораживающей горы, таинственная пещера, усыпанная цветами долина — все то, что достойно было считать приютом красоты и вдохновения, местопребыванием прекрасных дочерей Мнемозины (богиня памяти) и Зевса (бог огня). Там ставились алтари и храмы, устраивались праздники…

А кто обитает в этих святилищах сегодня? Кто такие музейные работники? Я бы сказала это самые образованные люди с уникальными навыками исследователей, реставраторов, архивистов…, которые не поспели к поезду перемен, к вагону на котором было написано: «Обогащайтесь!».

Во-первых, потому что не так они воспитаны. Мечтатели и романтики, преданные идеалам добра и красоты, они оказались совсем не готовы ко многим реформам. Они при любой власти — с краю, на обочине. Не в оппозиции, а в стороне. И мне нужно толковать про глобализацию, потому что они за общность культур различных народов, а это куда важнее и благороднее. Государство всегда забывало о них — не повышало зарплаты, не строило жилье, обходило наградами… и все же музейщики никуда не бежали, не искали, где глубже и сытнее. Они продолжают сидеть в своих тесных кабинетиках, изучать «никому не нужные вещи»: керамику, картины художников, старые войлочные ковры… С этим безразличием к тому, что называется внешней «успешностью», надо родиться. Я бы сказала — не многие способны.

В музеях, в основном работают выпускники гуманитарных факультетов, дизайна, они умеют беглым взглядом отличить подлинное от фальшивки, оригинал от копии. И это касается не только экспонатов. По уникальности своих навыков каждый из них- бриллиант, но цены своей они словно и не знают, безропотно получая смешные зарплаты. А ведь они хранят коллективный опыт бытия в его предметном выражении, то есть в самом что ни на есть подлинном, изначальном. Музеи всегда располагали огромным национальным богатством, выражаемом не только в критериях духовного, идеологического или образовательного потенциала, но и в чисто материальных единицах, скажем редкой мебели, шедеврах живописи, бесценных рукописях…

Интересно, почему в европейских странах деньги, вложенные в реставрацию музеев, памятники архитектуры, окупаются быстрее, чем в других отраслях экономики, а у нас все наоборот? Чего нам не хватает? Законов, ума, совести?… А может, понимания того, что современность зиждется на традиции, что взаимоотношения человека с миром, да и с самим собой, зависят от гуманистических идей, которые усвоены из прошлого.

Да, история пропускает все через сито: мусор уходит в забвение, а то, что способствует пробуждению добрых чувств, надежды и любви, оседает в музеях и там сохраняется.

Вновь отреставрированный Акмолинский областной историко-краеведческий музей — это плод труда большого коллектива музейных специалистов, историков, художников, архитекторов, инженеров, программистов, других сотрудников.

В экспозиции есть на что посмотреть не только за витринным стеклом. Она включает интересные панорамные изображения. Возле каждого фрагмента экспозиции установлены информационные киоски. Люди, как и раньше, приходят в музей смотреть на экспонаты, но теперь погрузиться в атмосферу ушедших времен и почувствовать себя свидетелями исторических событий им помогают новейшие мультимедийные средства.

Скоро лето, музейщики готовятся в археологические экспедиции, потому что там, на раскопках, можно ощутить свою нужность еще гораздо острее.

Часть сотрудников отправятся в командировки по собирательской работе в отдаленные районы области, где их ждут интересные встречи с замечательными людьми нашего края и, конечно же, музейными предметами, которые потом нужно сохранить, реставрировать, актуализировать. Ведь если не вплести в современный контекст всю магию истории, все ее тайны, то как научить нас всех извлечь из прошлого нравственные уроки?

Хочется пожелать коллегам, чтобы и впредь их верность профессиональным идеалам, трудолюбие и креативность служили благому делу сохранения национального культурного достояния.

Творческих успехов, крепкого здоровья и благополучия. Чтобы любимая работа приносила радость и не иссякала надежда на лучшее!

Алма КУНАНБАЕВА,
зам.директора по науке областного историко-краеведческого музея.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также