Интервью по поводу
Зерносеющие хозяйства области в полную силу готовятся к посевной кампании, рассчитывая на помощь государства в обеспечении льготными горюче-смазочными материалами. По какой цене аграриям обойдется нынешней весной дизтопливо, какие изменения коснулись поставок удешевленного горючего в интервью «АП» рассказал начальник облуправления сельского хозяйства Жомарт Нуркенов.
— Жомарт Жумагалиевич, пожалуй, самый волнующий сельхозников вопрос — стоимость льготного топлива.
— Отпускная цена с нефтеперерабатывающих заводов на удешевленное дизельное топливо для сельхозтоваропроизводителей на проведение посевной кампании 2013 года утверждена на уровне 93 975 тенге за тонну с учетом НДС (за литр 79 тенге при среднем коэффициенте 0,84). В сравнении с прошлым годом произошло повышение на 8 610 тенге. Конечные потребители, то есть сельхозники, смогут приобретать дизтопливо «на пистолете» не дороже, чем 93 тенге за литр. При этом в соседних Северо-Казахстанской и Костанайской областях льготное дизтопливо стоит выше на 2 и 3 тенге соответственно. На заправках по региону в розницу дизтопливо стоит сейчас 102 тенге.
— Из чего складывается стоимость каждого литра и сколько всего потребуется этого вида горючего на посевную кампанию?
— В текущем году Акмолинской области выделено 65 тысяч тонн гарантированного объема дизтоплива (Павлодарский НХЗ — 34 тысячи тонн и Атырауский НПЗ — 31 тысяча тонн). Эти объемы полностью покроют потребности в ГСМ для успешного проведения весенне-полевых работ.
Львиную долю разницы между отпускной и конечной ценами «съедают» транспортные расходы. Например, доставка каждой тонны топлива с Атырауского НПЗ до разных ж.-д. станций нашей области варьируется от 10 до 11,5 тысяч тенге, с Павлодарского НХЗ — от 5 до 6,5 тысячи тенге. И это только, чтобы довезти. На ценообразование влияют и дополнительные услуги железной дороги (маневровые работы, военизированная ж.-д. охрана), слив/налив, хранение, акцизы, налоги, банковские услуги, ну, и сама маржа операторов.
— Получается, что из Павлодара завозить ГСМ выгоднее?
— Да, при равной отпускной цене обоих заводов доставка павлодарского топлива обходится дешевле. Кстати говоря, дизтопливо Павлодарского НХЗ имеет наименьшее содержание парафина, то есть оно качественнее. А для современной техники, для ее безаварийной и долговечной работы, это очень важно. Крестьяне, естественно, это понимают. Поэтому хотят получать только павлодарские ГСМ, но это невозможно. Логично было бы поделить по регионам, отдав Атырауский НПЗ туда, куда ближе. Акмолинской области «достался» бы Павлодар. Но это оказалось невозможно, поскольку многие сельхозтоваропроизводители, особенно имеющие современную технику, резонно заявят: «А чем мы хуже?». К слову, большинство операторов тоже хотели бы иметь дело только с Павлодаром, поскольку в этом случае они имеют возможность получать маржу до трех тенге, а с Атырау из-за больших транспортных расходов — счет идет буквально на несколько тиы-нов. Чтобы избежать возможных конфликтов здесь, дизтопливо стали делить между операторами пропорционально. По заводам вышло такое соотношение: 47% — Атырауский НПЗ, 53% — Павлодарский НХЗ.
— Сколько дизтоплива уже поступило на нефтебазы операторов от общего объема?
— На сегодняшний день полностью выбрали мартовскую норму, а это 15 тысяч тонн, на апрель и на май распределено по 25 тысяч тонн. Удешевленное дизтопливо идет полным ходом, в целом уже припасено порядка 36 тысяч тонн. До 25 апреля планируется оплатить весь запланированный месячный объем топлива и произвести его полную выборку.
— В сравнении с предыдущими года-; ми, что изменилось в механизме обеспечения льготным топливом сельхозтоваропроизводителей?
— Главное и очень важное изменение — это сокращение количества операторов. В текущем году по заявкам акимов районов и городов определены одиннадцать операторов и еще пять крупных сельхозформирований — поставщиков ГСМ, так называемых, «самостоятельных операторов», расходующих полученное топливо на нужды своих же подразделений. Главные критерии, по которым они отбирались — наличие нефтебаз для приемки и хранения больших объемов и возможность отпускать дизтопливо хозяйствам в долг под гарантии акиматов. Это очень важный фактор, поскольку далеко не все крестьяне имеют возможность сразу оплатить определенную сумму за горючее, пусть даже оно им достается и по льготной цене.
Посевная страда — это всего три недели, и в этот короткий срок нам нужно посеять более 4 млн. га. Поэтому возможность отпуска топлива со стороны операторов в долг является одним из важных моментов.
Хотел бы пояснить еще одну деталь: мы намеренно и абсолютно осознанно пошли на снижение числа операторов. Буквально год назад их было 65, то есть в этой программе участвовали все, кому не лень, как говорится. Когда мы начинали распределять дизтопливо, ориентируясь на посевные площади, складывались большие недогрузы. Из-за этого область теряла большие объемы дизтоплива, только в прошлом году насчитали 1 700 тонн недогрузов. Поясню на примере. Возьмем вагонную норму в 60 тонн, на посевные площади хозяйству положено 150 тонн, которые мы и выдаем по наряду, а по факту приходят только два вагона. То есть нефтебаза отгружает исключительно тот объем, который ложится в вагонную норму, в итоге конечный потребитель недополучает тридцать тонн. На местах таких условий, чтобы разливать и делить нет, при всемжелании. Тем более, что точек поставок по Акмолинской области очень много.
— А что изменится с уменьшением числа операторов?
— В первую очередь сократятся потери, здесь зависимость прослеживается прямо пропорциональная. И это видно при подсчитывании вагонных норм. Скажем, десять операторов должны получить по тысяче тонн. Каждый из них, хочет он того или нет, теряет по вагонным недогрузам. Поэтому лучше меньше операторов, н оони должны быть крупными. Установили минимальный объем в две тысячи тонн, получив которые, оператор сможет постепенно распределять внутри района. Из одиннадцати операторов, с которыми исполнительные органы на местах заключили договорные отношения, минимальный объем топлива примет ТОО «Буланды мунай базасы», при этом почти половина этого дизтоплива предназначена для подведомственных хозяйств. Еще один оператор, имеющий относительно малый объем, ТОО «Агротехника-2030», которому выделено 2,5 тысячи тонн дизтоплива исключительно на собственные нужды. Остальные девять, принимая во внимание структуру посевных площадей по районам, пропустят через свои нефтебазы по три тысячи и более тонн льготного дизтоплива. Словом, сокращая количество операторов, мы повышаем оперативность, обеспечивая равнодоступность к государственным рычагам поддержки всех без исключения фермеров.
— Кроме сокращения операторов, еще какие— то изменения имеются?
— Каких либо принципиальных изменений в схеме обеспечения сельзотоваропроизводителей удешевленными ГСМ нет. Буквально к осени текущего года мы опять-таки осознанно уменьшим количество операторов. Исключим тех, кто несвоевременно оплатил. На заметке три фирмы, но поскольку договора на весну с ними уже заключены, придется дорабатывать, а потом мы с ними распрощаемся. А вместо них планируем завести на рынокодного крупного оператора — АО «Казмунайгаз». Цена у него будет хорошей, скорее всего самой низкой. Единственная проблема в том, что это нацкомпания, которая не имеет возможности работать в долг. А практически 50% всего льготного дизтоплива приобретается в долг.
Еще раз подчеркну, что все операторы выбираются акиматами районов. Основная суть в том, чтобы крестьянин не гонял свою технику за удешевленным топливом на расстояние 150-200 километров. Крестьянских хозяйств много, учитывать нужно все, чтобы каждый получил доступ к льготным ГСМ в предстоящую посевную.
Беседовал Алексей ЧАЙКА.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.