Гамлет. Замахнулись.., и не промахнулись

Премьера

Коллектив областного русского драмтеатра в очередной раз решил взяться за самого Уильяма Шекспира. И не просто за Шекспира, а за самую известную и, наверное, престижную для любого театра его пьесу — «Гамлет». «Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Уильяма нашего Шекспира?» подобно герою Евгения Евстигнеева из фильма «Берегись автомобиля» поставила перед коллегами задачу главный режиссер Ольга Луцива, и завертелось…

Результат этой напряженной и волнительной для актеров работы акмолинцы смогли оценить на премьере в областном русском драматическом театре. Корреспондент «АП» была в числе зрителей, и сегодня, не претендуя на звание театрального знатока или, того больше, критика, попытаюсь рассказать нашим читателям о своих впечатлениях, не вдаваясь в пересказ классической трагедии.

Этот спектакль, на мой взгляд, получился скупым на внешнюю атрибутику, аскетичным в визуальном изложении и многоцветным в наполнении смысловом. Актеры, пытаясь не отходить от авторского сюжета, сумели внести в постановку ноты современной нам действительности. Художник-постановщик Садыр Ниязакунов, не отвлекая внимание зрителей на дополнительные маневры, в виде меняющихся «задников», имитаций городов, площадей, замков или знаковых атрибутов, которые могли бы отослать нас к эпохе действия спектакля, акцентировал его на игре самих актеров. На сцене только люди и их страсти, одинаковые в любые эпохи, а еще сама сцена — большая «братская могила», где с каждым новым действием под песком погребали новую жертву.

Образ Гамлета уже давно выбит на скрижалях классики мировой литературы. Толкование этой фигуры, ее загадочности, «безумия», мудрых раздумий, которые вложил в уста принца английский драматург, приобрели настоящую краткость и лаконичность. Гамлет соткан из философии, психологии, символов и тайн, которые до сих пор захватывают воображение множества ученых, художников, критиков. Признаюсь, неожиданно было увидеть в этой роли Станислава Тавгеня, которого я, к примеру, ассоциирую со смешными, веселыми ролями. Достаточно вспомнить, к примеру, его дурашливого Робинзона в «Бесприданнице»…

Поначалу кажется, что Гамлет Станислава очень уязвим, сбит с толку смертью отца и несчастен. Он не боится плакать перед зрителями. Его монологи звучат очень искренне и буквально обнажают душу. Но позже — это уже не уязвимый, а достаточно категорично настроенный, четко знающий свое устремление герой. И цель его — не месть за отца, а трон, на котором оказался Клавдий. Поймала себя на мысли, что этот Гамлет — до «мозга костей» современный молодой человек: у него отобрали то, на что он сам очень рассчитывал. Мое впечатление таково: ни одного бессмысленного жеста, лишнего взгляда, фальшивой интонации не допустил Станислав в создании своего образа. На сцене он — все: и главная жертва, и главный манипулятор, дергающий за невидимые нити истории других персонажей:  «Вы собираетесь играть на мне. Вы приписываете себе знание моих клапанов. Вы уверены, что выжмете из меня голос моей тайны. Вы воображаете, что все мои ноты снизу доверху для вас открыты. Объявите меня каким угодно инструментом, вы можете расстроить меня, но играть на мне нельзя!». Браво, Станислав!

Впрочем, новый акмолинский «Гамлет» — вовсе не спектакль одного героя.

Людмила Скуратова (Гертруда) и Андрей Владимиров (Клавдий) правдиво изобразили любящую, скорее страстную пару. Ее королева  — очень сексуальная особа, у которой любовь к мужу на первом месте. Кажется, до сына ей нет никакого дела, она во всем соглашается с Клавдием, Гамлет же очень жесток к матери, виня ее в предательстве. Владимиров в роли нового короля зачаровывает (не зря актер, хотя и в другой роли, стал обладателем номинации «Лучшая мужская роль» на XXV Республиканском фестивале драматических театров Казахстана). Гениальный павлин — самовлюбленный, дорвавшийся до власти Клавдий. Втянутый в эпицентр противостояния Гамлета и Гертруды, он один, кажется, не видит из-под упавшей на глаза чужой короны, ни причин, ни следствий, стараясь «тянуть одеяло» на себя.

Офелия — слабое создание, мечущееся между дочерним долгом и первой любовью, словно со стороны взирает на разворачивающуюся трагедию. Не знаю, как у других, у меня возникло стойкое впечатление, что на сцену попала героиня спектакля «Карагоз». Она тоже страдала от любви и сошла с ума. Что ж, юные, влюбленные создания становятся «визиткой» Оксаны Науменко. По крайней мере, для меня…

Вот ничего не могу сказать насчет брата Офелии Лаэрта в исполнении Тимура Валиева. Просто потому, что этот фактурный, талантливый актер, считаю, хорош во всех образах. Думаю, что даже в роли «Кушать подано…» он привлечет к себе внимание зрителей, особенно представительниц прекрасной половины.

Бесшабашные Розенкранц и Гильденстерн — удачный симбиоз актеров Сергея Минакова и Александра Гундарова. Единый организм — слаженный, сыгранный, сжившийся. Поражает, что Гильденстерн — дебют молодого актера Гундарева, приехавшего работать в наш театр из Темиртау. Он очень гармонично вписался в коллектив, не знаю, как в жизни, но на сцене точно.

В целом, спектакль получился современным и просто интересным -актерский ансамбль не распадается, несмотря на достаточное количество монологов, действие динамично и все время держит в напряжении.

…После закрытия занавеса шквал аплодисментов не утихал несколько минут. На глазах у зрителей были слезы. Думаю, что в любом случае для многих спектакль стал пищей для размышления. Ведь он так похож и не похож на нашу жизнь. Что ж, замахнулись.., и не промахнулись.

P.S. Постановкой «Гамлета» был открыт первый межрегиональный фестиваль «Театральная осень», о котором до начала премьеры рассказали директор театра Бейбит Бахтыгереев, главный режиссер Ольга Луцива. Тогда же они представили прессе жюри, которому предстоит оценивать работы в программе на фестивале. В его составе известные театральные критики: кандидат искусствоведения, заслуженный деятель РК, профессор, театральный критик, заведующая кафедрой истории и теории театрального искусства Казахской Национальной Академии искусств им.Т.Жургенова (г.Алматы) Сания Кабдиева, кандидат искусствоведения, театровед, театральный критик, профессор Российской академии театрального искусства ГИТИС (г.Москва) Анна Степанова, театровед, театральный критик, член жюри национальной премии фестиваля «Золотая маска», член коллегии критиков Международных всероссийскихтеатральных фестивалей (г.Казань) Нияз Игламов. Гости предпочли сохранить интригу в отношении судейства, но выразили надежду, что межрегиональный фестиваль станет хорошей традицией и визитной карточкой акмолинского русского драмтеатра.

Кстати, на фестивале акмолинский зритель сможет увидеть не только постановки нашего областного театра (кроме «Гамлета» вне конкурса будут представлены «Курица» Н.Коляды и «Бесприданница» А.Островского). Государственный   академический русский театр драмы им.Горького покажет драму «Язычники», Костанайский областной русский драматический театр — комедию У.Шекспира «Двенадцатая ночь, или что угодно», драму «Джут» О.Жанайдарова их коллеги из Северо-Казахстанского русского драмтеатра им. Н.Погодина. Завершится фестиваль ежегодной церемонией награждения театральной премией «Гвоздь сезона-2017». Из публикаций «АП» вы сможете и далее проследить за ходом фестиваля.

Марина МАРКЕВИЧ.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также