ОСМС: без страха перед страховкой

Программа Главы государства Нурсултана Назарбаева План нации — «100 конкретных шагов» (шаг 80) предусматривает внедрение обязательного социального медицинского страхования. Реформа поможет усилить финансовую устойчивость системы здравоохранения, которая теперь будет основана на принципе солидарной ответственности государства, работодателей и граждан.

Отвечать на современные вызовы

Сегодня здравоохранение — это огромная индустрия. Ежедневно более 300 тыс. человек посещают поликлиники, более 6 тыс. выписываются из стационара, каждый день на свет появляются более тысячи новорожденных, проводится около 2 тыс. операций, 18 тыс. граждан пользуются услугами скорой помощи.

Однако процессы, происходящие сейчас в казахстанском обществе — рост ожидаемой продолжительности жизни, изменение половозрастного состава населения, рост неинфекционной заболеваемости — бросают медицине новые вызовы. Благодаря увеличению рождаемости в нашей стране ожидается все больше обращений к врачам малышей до 5 лет и женщин репродуктивного возраста. Кроме того, в ближайшем будущем значительно (почти в два раза) увеличится количество граждан старше 65 лет, которые совершенно закономерно чаще молодых пользуются услугами врачей, и лечение им необходимо более технологичное и дорогостоящее.

Среди современных тенденций также можно назвать растущие ожидания граждан, которые, обращаясь к врачу, справедливо рассчитывают на качественную и современную помощь, на уютные и комфортные стационары, на передовое оснащение больниц. А если учесть возможное влияние мировых кризисов на экономику страны, глобальные эпидемиологические вызовы, можно сказать уверенно: осложнение проблемы недостаточного финансирования медицины и рост расходов граждан на частные приемы в этой отрасли практически неизбежны.

Международный опыт

В странах Организации экономического сотрудничества и развития расходы на здравоохранение стабильно растут, составляя в среднем 9,4 % от ВВП. Это обеспечивает высокий уровень показателей здоровья населения. При этом минимальный объем финансирования в ОЭСР составляет 5,8 % ВВП, что в два раза выше государственных расходов на здравоохранение в Казахстане. А номинальный объем государственных расходов на здравоохранение на одного жителя в республике в 9 раз ниже, чем в среднем по ОЭСР (РК — 68$, ОЭСР 414$).

Очевидно, что для покрытия реальной потребности в бесплатной медпомощи, основанной на стандартах ОЭСР, уже сегодня необходимо финансирование на уровне 3,6% от ВВП. А для достижения стандартов ОЭСР необходимо поэтапное доведение уровня финансирования гарантированного объема бесплатной медпомощи (ГОБМП) до 4,3% от ВВП.

Это позволит сократить долю потребления дорогостоящей стационарной помощи в два раза (с 57,5 до 30,4 %), увеличив финансирование амбулаторно-поликлинической помощи и амбулаторно-лекарственного обеспечения. Доля услуг паллиативной помощи и реабилитации увеличится в два раза (с 4 до 8,4%).

Реализовать эти планы и призвана система обязательного социального медицинского страхования. Уже создан Фонд социального медицинского страхования (ФСМС), определены размеры обязательств всех трех сторон, планируется доведение объема инвестиций в здравоохранение до уровня 30 развитых стран, переход к стандартам ОЭСР по объемам и качеству медпомощи, а также создание нормативно-правовой базы.

Модель CMC будет основываться на принципах обязательности, всеобщего охвата, солидарной ответственности, равенства в доступе к медпомощи, государственной гарантии и стабильности, автономности финансирования, обеспечения надзора и общественного контроля.

Механизмы сдерживания расходов

Особое внимание будет уделено механизмам сдерживания расходов на ГОБМП.

Планирование — осуществляться на основе объемов средств ФСМС. Будет применяться квотирование дорогостоящих консультативно-диагностических услуг и высокоспециализированной медицинской помощи. Объемы плановой госпитализации намечено регулировать с помощью очередности. Предполагается централизованный закуп лекарственных средств и изделий медицинского назначения с установлением предельных цен.

В 2017 году доходы здравоохранения будут еще невелики, и государство продолжит финансирование лечения социально значимых заболеваний, амбулаторного лекарственного обеспечения, скорой помощи, реабилитации, паллиативной помощи и капитальных расходов. Поэтапное доведение до минимального уровня международных стандартов (4,7% от ВВП) ожидается к 2030 году, когда объем финансирования составит 4,7% от ВВП. Но и тогда государство намерено финансировать расходы на обеспечение медпомощью социально защищаемых категорий граждан и капитальные расходы организаций здравоохранения.

Лечить — кого и от чего?

Взносы будут увеличиваться поэтапно. Взносы работодателя составят в 2017 году 2%, от фонда оплаты труда в 2018 году — 3%, в 2019 году — 4%, с 2020 года — 5%. Взносы работника — 1% от фонда оплаты труда в 2019 году и дополнительно 1% — с 2020 года (всего 2% от фонда оплаты труда). Взносы самозанятого населения и индивидуальных предпринимателей с 2020 года будут аналогичны совокупным взносам работодателя и работника и составят 7 % от дохода, кроме ИП, применяющих специальный налоговый режим—они будут делать взносы в процентах от минимальной зарплаты.

Экономически неактивное население (беременные женщины, дети, студенты, пенсионеры, официально безработные) будет иметь доступ ко всем видам помощи, оказываемой в рамках ГОБМП, дорогостоящие же услуги консультативно-диагностической помощи будут доступны преимущественно беременным женщинам, детям и социально защищаемым категориям.

Неформально занятому населению, не перечисляющему взносы в Фонд, будет ограничен доступ к высокотехнологичной помощи, услуги ПМСП и стационара будут предоставляться без права выбора медицинской организации. Это должно послужить стимулом для их перехода в формальный сектор.

Дополнительные медицинские услуги сверх ГОБМП должны покрываться за счет добровольного медицинского страхования или на платной основе (комфортные условия предоставления услуг, сокращенное время ожидания, оригинальные лекарственные средства и более дорогие изделия медицинского назначения, реабилитация в 2-3 этапа, косметология, пластическая хирургия, стоматология, дорогостоящие диагностические исследования).

Плюсы очевидны

Для государства результатом внедрения ОСМС должна стать финансово устойчивая система здравоохранения, позволяющая сбалансировать объемы потребления. Система солидарной ответственности будет стимулировать граждан и работодателей уходить от иждивенчества, обеспечит всеобщий охват медпомощью, поможет  совершенствованию   рыночных механизмов в здравоохранении и создаст стимулы для развития частного здравоохранения и индустрии здравоохранения (дополнительные рабочие места и технологии).

Для населения плюсы тоже очевидны: кроме доступности качественной медицинской помощи, а следовательно, улучшения здоровья людей и увеличения продолжительности их жизни, система ОСМС поможет снизить уровень неформальных платежей на здравоохранение и расширить амбула-торно-лекарственное обеспечение.

Поставщикам же медицинских услуг система сулит стабильное финансирование, внедрение новых корпоративных методов управления и менеджмента, совершенствование системы оплаты труда, внедрение новых медицинских технологий.

Солидарная ответственность для устойчивого роста

Внедрение CMC в планируется в 4 этапа. Первый, подготовительный, уже завершен: разработаны и приняты законодательные и другие нормативные правовые акты; создан фонд CMC; проведена информационно-разъяснительная работа. Второй этап, который продлится до 2018 года, предполагает вовлечение работодателей и отдельных категорий граждан (2017 год); финансирование отдельных видов и форм медицинской помощи за счет средств фонда; расширение участия частного сектора в предоставлении медицинских услуг, оплачиваемых фондом; формирование активов фонда. Следующий этап рассчитан на 2019-2020 годы, и он станет важным для вовлечения работающего населения в систему и для совершенствования перечня услуг ГОБМП соответственно уровню развития технологий и уровню доходов системы обязательного CMC. На последнем этапе будет завершен переход к финансированию всех видов и форм медпомощи за счет средств фонда CMC.

Внедрение социального медстрахования в РК позволит создать в стране устойчивую финансовую систему здравоохранения благодаря введению ответственности работодателя и гражданина за свое здоровье.

Канат КУСАИНОВ,
главный врач Акмолинского областного врачебно-физкультурного диспансера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также