Как формировать бюджет четвертого уровня

«На уровне сельского округа, аула, села, поселка, города районного значения будет внедряться самостоятельный бюджет местного самоуправления. В областных центрах и городах республиканского значения будут работать механизмы участия граждан в обсуждении проектов соответствующих бюджетов», — 98-й шаг Плана нации «100 шагов» по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева.

Согласно Плану нации, бюджет местного самоуправления в качестве самостоятельного уровня государственного бюджета будет внедрятся поэтапно. В 2016-2017 гг. предлагается усилить налоговый потенциал МСУ путем передачи дополнительно двух налогов. Внедрение самостоятельного бюджета местного самоуправления предусмотрено на втором этапе, начиная с 2018 года. Кроме того, предусмотрено внедрение механизмов участия граждан в обсуждении проектов соответствующих бюджетов.

Вопросы поэтапного формирования бюджета местного сообщества обсуждались на заседании круглого стола, прошедшего в ауле Акмол Целиноградского района, с участием заместителя председателя Комитета государственных доходов (КДГ) Министерства финансов РК Аргына Кипшакова, директора департамента налогового контроля Ерлана Нурланбаева, заместителя председателя департамента Казначейства Айгуль Байгожиной, руководителя управления государственных услуг КГД Нурлана Рахимгалиева, руководителя управления по работе с задолженностью КГД Айгуль Уалиевой и других должностных лиц.

Создаваемый самостоятельный бюджет местного самоуправления включает в себя следующие виды налогов: индивидуальный подоходный налог с доходов, не облагаемых у источника выплаты, налог на имущество физических лиц, земельный налог с физических лиц на земли населенных пунктов, налог на транспортные средства с физических лиц, земельный налог, за исключением земельного налога с физических лиц на земли населенных пунктов, налог на транспортные средства с юридических лиц. Всего шесть видов.

Рассматривались вопросы эффективного развития местного самоуправления с учетом неизбежных проблемных моментов, приведение баз уполномоченных органов в актуальное состояние с внедрением системы ежедневного автоматического обновления.

На сегодняшний день сведения акиматов сельских/аульных округов не соответствуют сведениям, получаемым налоговыми органами из уполномоченных органов. Наблюдается большое расхождение как по количеству объектов так и данным владельцев. Что касается транспортных средств, то в отношении них нет актуальных сведений по датам постановки и снятия с регистрационного учета, ИИН владельцев.

Первым шагом к переходу на МСУ должно быть введение единой базы уполномоченных органов. Это приведет к круговой регистрации и контролю объектов, исключая возможности уклонения от уплаты налогов.

Следующим шагом является создание четвертого уровня бюджета, то есть бюджета аульного округа. Акимы сельских округов будут заинтересованы в своевременной регистрации и перерегистрации каждого объекта на своей территории, наладят тщательный контроль за предпринимательской деятельностью. Будут искоренены факты предпринимательской деятельности без регистрации в органе налоговой службы. Во-вторых, благодаря самостоятельному бюджету, акимы получат реальные финансовые средства для улучшения условий жизни налогоплательщиков.

На сегодняшний день существует три уровня бюджета: государственный, республиканский и районный (городской). Система оплаты доходит только до районного уровня. Поступления регулируются и наблюдаются лишь по району. Однако при переходе на МСУ и создании четвертого уровня бюджета возникает потребность деления оплаты в разрезе сельских округов. За круглым столом были озвучены два варианта решения вопроса: куже имеющемуся четырехзначному коду налогового органа добавить двухзначный код сельского округа, второй вариант — добавить двухзначный код в БИН налогового органа.

Вопрос оплаты пока остался открытым, однако ясно, что в платежные документы почтовых и банковских организаций будут введены изменения, которые позволят правильно произвести оплату, а также при необходимости извлечь данные из налоговых программных систем.

Нурлан ИСКАКОВ,
пресс-секретарь областного департамента государственных доходов.

МНЕНИЯ С МЕСТ

Наталья МИЛЮК, аким Зареченского сельского округа Есильского района.

Буквально в эти дни столкнулись с такой ситуацией. Знаю, что и другие сельские акимы меня поймут, потому что проблема общая.

Используя возможности программы «Дорожная карта занятости-2020», мы провели текущий ремонт дорог на улицах нашего села. При проверке финансовыми органами оказалось, что делать этого права не имели. Потому что дороги, которые мы постоянно пытаемся поддерживать в приличном состоянии, на нашем балансе не стоят. Более того, они вообще не стоят ни на чьем балансе.

Как известно, собственность — это базовая основа благополучия семьи, рабочего коллектива, местного сообщества. Так что очень радует, что сейчас законодательно закрепят понятие «коммунальная собственность», пока право собственности на уровне местного самоуправления отсутствует.

Вся коммунальная собственность на селе входит в состав коммунальной собственности района и управляется акиматом района. Имущество, приобретенное за счет средств контрольных счетов наличности, закрепляется на балансе аппарата акима села и относится к районному коммунальному имуществу. Его отчуждение осуществляется по решению районного акимата. Законопроектом предполагается, что после вступления его в силу, это будет возможным только по согласованию с собранием местного сообщества.

Уже сегодня надо готовиться к тому, что имущество МСУ будет состоять из имущества местной казны и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами. Порядок формирования и управления коммунальным имуществом МСУ предполагается осуществлять по аналогии с коммунальным имуществом района. Управление коммунальной собственностью МСУ возлагается на аппарат акима села по согласованию с собранием местного сообщества.

Но ведь эту коммунальную собственность надо еще создать. А сделать это очень непросто. Опять возвращаюсь к дорогам сельских населенных пунктов. Чтобы узаконить их в коммунальной собственности, надо разработать генеральный план развития. Для этого нужны земельный акт на каждую улицу, топографическая съемка, которая делается космическими спутниками… И это далеко не все. Финансовые средства понадобятся для нас неподъемные.

О том, что будет, если водопроводные сети, обслуживаемые коммунальными службами района, в одночасье передадут в собственность МСУ, тоже надо думать заранее. Ведь у нас нет техники, кадров, даже помещения, где все это разместить. То есть, коммунальное предприятие, находящееся в собственности местного сообщества, опять же надо вначале создать, помочь приобрести все необходимое. Или дать право местному сообществу на договорных условиях в течение определенного времени пользоваться услугами районных коммунальных служб.

Вопросов очень много, проблемы на пути реализации столь важного закона, конечно, будут. Но сам факт его тщательного и открытого обсуждения, возможность выразить свои опасения, внести предложения, внушает оптимизм.

Амангельды ИМАНКУЛОВ, аким Жалтырского сельского округа Астраханского района.

Очень надеюсь на то, что обновляемое законодательство урегулирует имеющиеся недоработки в механизме штрафов. Правом наказывать жителей за нарушение правил благоустройства территории населенного пункта, уничтожение объектов инфраструктуры мы обладаем уже два года, но контрольный счет наличности нашего местного сообщества за счет штрафов практически не пополнился. Не потому, что люди не нарушают требования Кодекса об административных правонарушениях РК. Реже, меньше, но бывает.

И не потому, что мы нарушений не выявляем. Работаем, стараемся порядок сохранять, нарушителей предупреждаем, наказываем. Но к штрафам прибегаем редко, потому что знаем материальное положение семей, размер заработной платы. В селе ее среднемесячный показатель редко превышает 50 тысяч тенге. А размер штрафа для физических лиц -20 МРП. При размере МРП, установленного с первого января 2017 г. (2 269 тенге), — это уже почти 45 тыс. А если в семье один работающий, жена за маленькими детьми ухаживает?

Конечно, в идеале люди не должны закон нарушать, но… Лишить месячной заработной платы мы тоже решиться не можем.

Поэтому считаю, что размер штрафов должен быть дифференцирован в зависимости от региона, нужна его привязка к средней заработной плате, реальным доходам жителей населенных пунктов различных типов (городских, районных, сельских). Если он слишком высок для конкретной семьи в конкретном населенном пункте, то мы не только КСН не пополним, порядок не наведем, но можем вызвать обратную реакцию.

Что касается предусматриваемой законопроектом передачи акимам права наложения штрафов за незаконное занятие и нецелевое использование земельных участков на территории населенных пунктов, это, конечно, хорошо. Дает больше прав для наведения порядка в сфере земельных отношений. Но, допустим, в нашем сельском округе такой проблемы — незаконное занятие и нецелевое использование земельных участков нет. Так что возможные штрафы источником пополнения бюджета нашего местного сообщества тоже не станут.

Думаю, всех сельских акимов обрадовало, что при обсуждении в Мажилисе поднимался еще один волнующий нас вопрос: почему различные штрафы поступают в бюджет того уровня госуправления, который его наложил. Если на жителя нашего села наложил штраф представитель области, то деньги попадают в областной бюджет, если представитель центральных органов, допустим, сотрудник налогового комитета, тогда — в республиканский. Вот, если бы они аккумулировались в нашем КСН — по месту проживания нарушителя, тогда это было бы существенным подспорьем для развития местного самоуправления.

Абсолютно согласен со спикером Мажи-лиса Нурланом Нигматулиным по поводу того, что «вопрос о том, какие виды штрафов в каком бюджете будут оставаться, чрезвычайно важен, а посему механизмы нужно отработать более четкие и внятные». Но, думается, что механизм следует разрабатывать в пользу местного сообщества и тем самым дать хороший стимул развитию местного самоуправления.

Вообще, на развитие местного самоуправления я смотрю с оптимизмом. Радует, что оно развивается поэтапно, что обсуждается буквально каждый новый шаг. Мы имеем возможность выразить свое мнение, подготовиться самим, людей подготовить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также