Ставка на прозрачность и качество

100-1«Повышение качества государственных услуг населению должно стать важным аспектом противодействия коррупции и повышения доверия граждан к деятельности государственных органов»
Нурсултан Назарбаев.

Борьба с коррупцией в Казахстане определена в качестве одного из приоритетов государственной политики. Ее результаты отразились в изменениях восприятия уровня коррупции самими государственными служащими. Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» и Антикоррупционная стратегия Республики Казахстан на 2015-2025 годы возводят коррупцию в ранг прямой угрозы национальной безопасности и нацеливают государство и общество на объединение усилий в борьбе с этим явлением.

Коррупция оказывает негативное влияние на имидж государственных органов, подрывает доверие предпринимателей и налогоплательщиков, угрожает развитию рыночной экономики государства. В борьбе с ней основное внимание следует уделять своевременному принятию предупредительных и профилактических мер.

Работа в данном направлении в органах государственных доходов имеет системный и комплексный характер. Меры, направленные на предупреждение и профилактику коррупционных рисков, воспитание новой культуры сотрудников, «нулевой терпимости» к проявлениям коррупции, признаны приоритетными в нашей деятельности. Акцент сделан на соблюдении сроков оказания государственных услуг, исключение бюрократических проволочек и необходимости поиска налогоплательщиками путей «ускорения» услуги. Так, получить свидетельство индивидуального предпринимателя или патент сегодня можно за один рабочий день. Департамент стремится к минимизации контактов с налогоплательщиками путем увеличения количества электронных налоговых и таможенных услуг, часть которых передана в госкорпорацию «Правительство для граждан» (бывшие ЦОНы).

Органами государственных доходов сегодня оказываются 52 вида государственных услуг. В 2015 году общее их количество составило 671 тысячу 889, из них в электронном виде — 543 тысячи 268 или 80,8%. Следует отметить, что 34 из 52 услуг полностью автоматизированы. На стадии тестирования находятся работы по представлению таможенной декларации с ис-пользованием электронно-цифровой подписи через кабинет налогоплательщика.

Реализован публичный электронный сервис по таможенным тарифам, где каждый участник внешнеэкономической деятельности может самостоятельно бесплатно получить справочную информацию по определению кода товарной номенклатуры, ставки пошлин и необходимость сбора разрешительных документов. Во всех структурных подразделениях области имеются терминалы, где любой налогоплательщик может воспользоваться услугами «Кабинета налогоплательщика», а также программами электронного обмена: СОНО, ЭФНО, ИСИД, НДС — все услуги в терминале производятся на бесплатной основе.

В целом, принцип прозрачности является ключевым фактором в противодействии коррупции. Во всех центрах приема и обработки документов установлены web-камеры, что позволяет проводить мониторинг деятельности в режиме реального времени, контролировать степень профессиональной этики сотрудников, а также снизить уровень коррупционных проявлений.

Предупреждение о проведении видео- и аудиозаписи также дисциплинирует самих налогоплательщиков, не дает возможности подачи ложной и недостоверной информации, что приводит к снижению количества жалоб с их стороны на действия сотрудников центра приема и обработки документов.

Сейчас проводится работа по внедрению пилотного проекта Комитета государственных доходов «Красота спасет мир». Суть проекта в том, чтобы кадровый состав центров таможенного оформления на 100% состоял из женщин. Ставка сделана на исполнительность, усидчивость и организованность, присущих представительницам женской половины. Подбор сотрудников из числа действующих работниц, имеющих опыт работы по таможенному направлению, осуществлялся с проведением психометрических тестов, прохождением полиграфа и проверок по линии службы внутренней безопасности. Немаловажным аспектом данного проекта является борьба с коррупцией. Согласно исследованиям ученых, у женщин намного выше инстинкт самосохранения, женщина задумается, прежде чем рисковать, ведь дома ее ждут дети и этот фактор превышает все возможные коррупционные мотивы.

Наряду с повышением качества госуслуг, меняются подходы и к методам контроля. Прежде всего, это касается отмены плановых проверок и переход на систему управления рисками (СУР). Тем самым в значительной мере снижается давление на бизнес, улучшается качество и результативность камерального контроля.

Для оперативного реагирования на информацию о коррупционных правонарушениях в каждом территориальном подразделении департамента установлены телефоны доверия и ящики для жалоб и предложений, установлены камеры видеонаблюдения, позволяющие осуществлять контроль за сотрудниками.

Осуществлен анализ деятельности службы, по результатам которого установлен перечень наиболее коррупциогенных сфер в налогообложении и таможенном контроле, регулярно проводятся профилактические беседы с сотрудниками, направленные на повышение уровня антикоррупционной культуры, недопущение фактов халатности и неправомерных действий при исполнении служебных обязанностей, пропагандируется строгое соблюдение служебной этики, патриотизм и скромность, профессионализм и честность, беспристрастность и вежливость.

Ерлан ХАСЕНОВ,
руководитель департамента государственных доходов по Акмолинской области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также