Герой, ученый, педагог

128-5-1Приближается 100-летний юбилей нашего славного земляка, Героя Советского Союза, академика Академии педагогических наук СССР, Заслуженного деятеля науки Казахской ССР, доктора филологических наук, профессора, крупного знатока народной литературы, писателя, публициста, военного мемуариста Малика Габдуллина.
Недавно вышла книга профессора С.Негимова, посвященная жизни и творчеству Героя. В ней рассказано о его детстве, студенческом и аспирантском периоде жизни, о мужестве и героизме при защите Москвы во время Великой Отечественной войны. Огромный вклад в национальное литературоведение, фольклористику, педагогическую и психологическую науки Малика Габдуллина получили еще одно подтверждение в книге на основе скрупулезно собранных, богатых литературно-исторических архивных материалов и воспоминаний современников.
Жизнь этого замечательного человека, несомненно, никого не оставляет равнодушным. Публикуем отрывок из упомянутой книги.

Малик Габдуллин! Имя, заслуживающее искреннего уважения, особого почета. Историческая личность, отличавшаяся своими боевыми подвигами и героическими деяниями, глубокими научными исследованиями, большим педагогическим трудом, писательским талантом, кристальной чистотой внутреннего мира, человечностью, высокими нравственными качествами, скромностью, интеллектом, исключительно позитивной натурой.

В 1924-1931 годах он учился сначала в сельской начальной школе, затем — в Кокшетауской городской казахской семилетней школе. В 1935 году окончил факультет языка и литературы КазПИ им. Абая. Краевой комитет комсомола Казахстана сразу же утвердил его заместителем ответственного секретаря республиканской газеты «Пионер». В 1936-1937 годах служил в рядах Красной Армии. В 1938 году работал младшим научным сотрудником в Казахском филиале Академии наук СССР. С этого времени он начинает основательно заниматься проблемами истории казахской литературы и фольклористики.

С октября 1938 года по июль 1941 года учился в аспирантуре КазПИ.

«Ребенку, которого ждет большое будущее, тесно, неспокойно в колыбели, а будущий скакун еще жеребенком не хочет стоять на привязи», говорят в народе. Так и у Малика-ага увлеченность искусством слова люди замечали еще в раннем его детстве. В 1931 году в седьмом номере журнала «Екпінді жас» («Ударная молодежь»), например, было опубликовано его первое стихотворение «Октябрят інілеріме» («Октябрятам — моим младшим братьям»). Он отлично учился в семилетней казахской школе города Кокшетау и в том году принял участие в республиканском слете пионеров. По итогам этого форума один старый, опытный журналист опубликовал в газете «Известия» небольшую зарисовку с фотографией «Сын кочевого народа», в которой выразил надежду и уверенность, что из этого мальчугана со временем выйдет достойный джигит, что он будет глубоко сознавать свой гражданский долг, преданно служить родному народу. Пророческими оказались эти слова. Действительно, Малик с ранних лет удивлял людей уровнем своего развития, кругозором и способностями.

В школе Малик был активным членом литературного кружка. Его стихотворения тех лет печатались в стенной газете, в журналах «Әдебиет майданы» («Литературный фронт»), «Екпінді жас». По словам его сверстницы, сотрудницы Института литературы и искусства имени М.О. Ауэзова Малики Гумаровой, первое стихотворение М.Габдуллина было опубликовано в журнале «Балға» («Молот»).

Когда М.Габдуллин в 1935 году в двадцатилетнем возрасте окончил Казахский государственный педагогический институт, в печати была опубликована статья знаменитого ученого Кудайбергена Жубанова «Тринадцать молодых, энергичных ребят», в которой он среди группы особо одаренных выпускников отмечает и Малика, а всех этих ребят называет «уже признанными нашей культурной общественностью», «нашей надеждой», «умеющими показать на деле полученные знания», «настоящими тружениками» (газета «Лениншіл жас» №12 от 14 января 1935 года).

Работая в газете «Пионер», Малик писал литературно-критические статьи, занимался переводом. Так, он перевел на казахский язык произведение русского писателя Л.Пантелеева «Пакет». Систематически писал информационные материалы. Несмотря на большую занятость, принимал участие в подготовке двухтомного собрания сочинений Сабита Муканова, изданного в 1935 году. Тогда автор о нем отозвался так: «Благодарю нашего поэта-пионера Малика Габдоллаулы, который участвовал в составлении, корректировании, редактировании этого собрания».

Малик-ага в 1931-1935 годах, будучи студентом КазПИ, занимался еще обучением грамоте рабочих шахт №1, №18 города Караганды, культурно-просветительскими делами. Еще тогда прошел, таким образом, хорошую педагогическую практику.

Посвятить каждый миг своей жизни значимому, полезному делу — главная цель этой неординарной фигуры. А вообще, неустанно, постоянно работать над духовным совершенствованием своей личности, делать только добрые дела — это, конечно, дар природы. В этой связи уместно вспомнить содержательную характеристику академика М.С.Сильченко о своем любимом студенте: «Среди многонационального студенческого контингента особо отличался Малик. Загорелое лицо, тонкие губы, на которых всегда играла улыбка, выразительные, как у ребенка, глаза делали его намного моложе других. Оказавшись в стенах института, Малик хотел знать все. Какие предметы преподаются в институте? Как живут студенты? Какие есть книги в библиотеке? Узнав обо всем этом, он всецело отдался учебе.

Уже интерес к указанным вопросам говорил о целенаправленности, упорстве, способности ориентироваться в ситуации, решительности его натуры. Уверенность в голосе, смелость, открытость, ясность мыслей и мнений заставляли с уважением относиться к его решимости по-настоящему, по-взрослому окунуться в мир науки. Слушая лекцию профессора или доцента, он неотрывно, очень внимательно следил за его речью, записывал какую-нибудь важную, необходимую мысль только тогда, когда считал это обязательным. Малик духовно рос буквально по часам, по дням. Его понимание мира и людей расширялось, развивалось очень быстро». («Біздің Мәлік». Алматы, 1943, стр. 32-33).

Он всесторонне изучал русскую классическую литературу и литературу народов Западной Европы. Наизусть декламировал такие чудесные стихотворения А.С.Пушкина, как «Чаадаеву», «Письмо в Сибирь», «Памятник», интересно пересказывал «Мертвые души» Н.В.Гоголя.

В 30-х годах прошлого века написать дипломную работу с максимальной научностью, написать и защитить качественно расценивалось как целое событие, ибо это означало ее высокий духовный потенциал. Познания и размышления претендента, как правило, оценивались строго и справедливо. Поэтому достаточно обратить внимание на следующий документ.

Протокол заседания приемкомиссии дипломной работы Габдуллина Малика, студента IV курса , выпускника КазПИ, на тему «Майлин Беимбет» от 21 июня 1935 года. Присутствовали:   от   дирекции   — директор Института Беюканов Ш., от НКП — Маметова А., от Союза писателей — Муканов Сабит, от кафедры языка и литературы — Аманжолов, Джулдубаев, Шонанов, Галимжанов и студенты І-ІІІ курсов отделения языка и литературы.

Слушали: т.Габдуллин М. читал свою дипломную работу на тему «Беимбет Майлин».

Выступили: т.Муканов С., Беюканов Ш., Маметова А., Шонанов Т., Джулдубаев М.

Постановили:

  1. Приемкомиссия отмечает, что дипломная работа т.Габдуллина выполнена добросовестно и очень хорошо.
  2. Поручить т.Габдуллину дополнить дипломную работу с указанием выступающих и сдать в печать.

Предприемкомиссии Джулдубаев: Члены: (Центральный государственный архив Республики Казахстан. Фонд 2140, опись 1, дело 531).

* * *

…Как-то мы долго ходили с ним по улицам Алматы. Тогда он многое рассказал мне о себе.

— Мои славные предки — потомок Куттымбета из рода Караул, известный своей справедливостью Канай-бий, один из знаменитых казахских вождей, поднявших на белой кошме и провозгласивших ханом Абылая, замечательный оратор и богатырь Бекболат, такие видные защитники своего народа, как Тлеу, Иткара.

В девять лет меня отдали в Желтаускую четырехклассную начальную школу. Потом учился в Кокшетау, в казахской школе. Там нашим наставником был преподаватель казахского языка и литературы Нурмухамед Кучумов, очень известный, уважаемый педагог, которого мы все любили, как родного отца. Он стал впоследствии одним из первых и единственных среди учителей кавалером ордена Ленина.

В детстве я часто охотился вместе со старшим братом Бекеном в горах Желтау, часто посещал сооружение-укрепление, построенное там в свое время еще ханом Кенесары и его братом Наурызбаем, которое я называл блиндажом, оставленным нам этими прославленными предками…

Не знаю почему, но в тот раз Малик-ага долго делился со мной сокровенными мыслями. И до этого постоянно приходилось слушать его лекции, восхищаться широтой его кругозора, но сейчас он был по-особому разговорчив, видимо, сказывалась тоска по родным местам. Я слушал, не перебивая, этого удивительного человека с нежной душой, с пламенным сердцем, с доброй натурой.

Будучи аспирантом, молодой Малик с его энергичным нравом, чистой и любознательной натурой все силы и возможности направлял на достижение поставленной цели. Он максимально знакомился с духовными памятниками разных эпох, с достижениями фольклористики. Скрупулезно изучал, вел конспекты. Нельзя не любоваться его ясным, четким, каллиграфическим почерком. В эту пору объектами его весьма разнообразных интересов были всемирно знаменитые эпосы «Илиада», «Одиссея», «Джангар», «Калевала», «Махабхарата», «Гесериада», «Песнь о Ролланде», «Тристан и Изольда», «Давид Сасунский», тюрко-монгольское наследие.

Еще аспирантом Малик Габдуллин опубликовал такие исследования, как «Қобыланды батыр» («Эдебиет жэне искусство», 1939, №2), «О народном фольклоре» («Қазақ әдебиеті», 1940, 28 января, №6). Молодой ученый всесторонне вооружился теорией фольклора. Он глубоко изучил древние героические эпосы русского, узбекского, азербайджанского, калмыцкого, бурятского, саха, монгольского, ойратского, татарского, башкирского, армянского, алтайского народов. С огромным интересом анализировал труды видных филологов Ф.И.Буслаева (1918-1887), А.Н.Миллера (1848-1913), А.Н.Веселовского (1837-1906), А.Н.Афанасьева (1826-1871), О.Ф.Миллера (1833-1889).

Пропускать изучаемый материал через свое сознание, глубоко проанализировав, только после этого браться за перо и выражать свои мнения, предложения по событиям, явлениям в жизни общества, в судьбе человека — все это стало жизненной привычкой Малика Габдуллина и в студенческие, и в аспирантские годы, и когда стал Героем Советского Союза и депутатом Верховного Совета СССР, и на любом другом высоком посту.

В подтверждение нашего мнения можно привести письмо аспиранта М.Габдуллина с предложениями по сохранению наследия и увековечению имени основателя национальной школы, поэта, писателя, прекрасного организатора,автора «Казахской хрестоматии» (1879) Ибрая Алтынсарина. Причем это было сделано несмотря на то, что сам молодой ученый срочно отправлялся на фронт. Какая озабоченность об истории народа, о его духовности, о труде великих личностей, какое сильное патриотическое чувство, высокая нравственность!

Серик НЕГИМОВ,
профессор Евразийского национального университета им. Л.Н.Гумилева,
доктор филологических наук.

Перевод Госмана ТОЛЕГУЛА.

(Продолжение читайте в ближайших номерах газеты).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также