Будущее — за профтехобразованием

100-1На площадке СЦК при Президенте РК вице-министр образования и науки Есенгазы Имангалиев говорил, что акцент в подготовке кадров для экономики страны теперь делается на практическую часть. Для этого в десяти колледжах и десяти вузах страны будут обучать студентов по новым стандартам. Причем изменится и сама структура образования с акцентом на востребованные профессии в приоритетных секторах экономики.

Рейтинг колледжей на основе уже существующих в них программ обучения был составлен НАО «Холдинг «Кәсіпқор». В ближайшие пять лет, с момента внедрения проектов, десять отобранных колледжей подготовят более 17 тысяч специалистов, которые будут востребованы по проектам второй пятилетки Карты индустриализации.
В 2014-15 учебном году Высшая техническая школа г. Кокшетау (ВТШ), где сегодня в две смены обучаются почти две тысячи будущих специалистов, успешно прошла анкетирование и отбор в партнерские колледжи НАО «Холдинг «Кәсіпқор».

— ВТШ вот уже более трех лет самостоятельно разрабатывает экспериментальные образовательные программы технического и профессионального образования, предусматривает собственные требования к оснащению учебных заведений оборудованием, — говорит директор ВТШ г. Кокшетау Акнур Еслямова. — В основу пилотного проекта ВТШ взята концепция МОН, согласно которой в послесреднем образовании и по окончании третьего уровня ВТШ учащийся получает возможность поступления в магистратуру. Учтен международный опыт эксперимента прикладного бакалавриата в 43 колледжах России. Программа направлена на решение целого ряда задач, и в том числе ориентирована на подготовку высококвалифицированного специалиста-инженера, владеющего несколькими рабочими квалификациями.

128-8-1

Смысл ВТШ в том, чтобы дать обучающимся ориентированное на практику образование, которое предлагают колледжи, и хорошую академическую базу за счет введения в структуру образовательной программы профессиональных модулей, которую дают вузы.

В то же время программа отличается от вузовской и согласована с социальными партнерами. Практика проходит на производстве, то есть отрабатываются новые инновационные подходы и старые забытые методы, внедряется дуальная система обучения. В учебно-производственных мастерских студенты один раз в неделю работают за станками на выпуске готовой продукции товаров потребительского спроса. Со второго курса практика проходит уже на рабочих местах.

ВТШ работает напрямую с предприятиями, создав маркетинговую службу, занимается изучением потребностей рынка труда и услуг. Проводит консультации с работодателями, определяет базы для прохождения практики, заключает заявки и договоры на обучение. К примеру, с сентября этого года в школе начата подготовка пятидесяти студентов на базе 11 классов по квалификациям: техник-механик, оператор станка ЧПУ и техник-программист по заявкам ТОО: «Казахстанская Агроинновационная компания», «Новопэк», «Тыныс», «Кокше-Цемент», «ENKI», «Степногорский трубный завод «Арыстан», вошедших в Карту индустриализации ГПИИР по Акмолинской области.

Меняются подходы ВТШ к партнерству с конкретным работодателем, который знает, какое технологическое перевооружение предполагается в перспективе двух-трех лет, какие специалисты будут востребованы для нового оборудования. От предприятий-партнеров требуется организация практики на производстве. Теперь производственное обучение и профессиональная практика проходят в ситуациях, приближенных к реальной трудовой среде, а также прямо на производстве, причем программа практики формируется вместе с работодателями.

Разработанная программа социального партнерства с более чем 50-ю предприятиями области предусматривает финансовую поддержку лучших студентов именными стипендиями, наличие заказов на изготовление и выпуск потребительских товаров в учебно-производственных мастерских ВТШ.

Тема дипломной работы или проекта выпускника конкретна, должна решать ту или иную проблему предприятия. Фактически это опытно-конструкторские работы. Студент, проходя практику, может определить для себя круг интересов уже на втором курсе, и понять какие проблемы он готов решать, что ему интересно. Он знает и теорию, и практику, может трудиться и рабочим на производстве, и мастером, и инженером. Работодатели не платят за подготовку специалистов, но косвенно оплачивают затраты, предоставляя места для производственной практики, выделяя мастеров-наставников. Они сами отслеживают во время производственной практики, как формируются профессиональные навыки студентов.

Говорят будущие специалисты

Артур Козлов, «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог», 4-й курс:

— Я проходил практику в ТОО «Кок-шетауавтодор», с мая по сентябрь был задействован на капремонте ул.Сатпаева, в начале сезона дорожным рабочим, позже стал оператором асфальтоукладчика. Полученные в колледже знания позволили мне практически сразу приступить к работе, на производстве мне уже был не нужен мастер-наставник.

Камшат Абдрахманова, «Технология машиностроения», 5-й курс:

— В этом году я оканчиваю ВТШ прикладным бакалавром, то есть получаю высшее образование. Это очень удобно, практически я сэкономила год, поступив в это учебное заведение на базе девяти классов. Практику проходила на АО «Тыныс» помощником главного технолога, готовила техдокументацию, которая необходима для изготовления различных деталей. Уверена, что, окончив ВТШ, я без особой сложности найду себе работу в том же АО «Тыныс».

Темирлан Шингужинов, «Технология машиностроения», 4-й курс:

— Я выбрал профессию младшего инженера технологии машиностроения, и не жалею, что поступил именно в это учебное заведение, где сильный преподавательский состав передает свои знания на высоком и доступном уровне. Каждый год мы проходим практику на заводе АО «Тыныс», где видим и чувствуем весь темп работ, приобретаем опыт, знания, открывая для себя мир выбранной специальности.

Переходя на новые механизмы образования, преподаватели и мастера производственного обучения ВТШ в первую очередь сами прошли курсы повышения квалификации, изменив подходы к образовательному процессу.

— В рамках повышения квалификации руководителей и менеджеров партнерских колледжей я участвовал в семинаре-тренинге, проводимом НАО «Холдинг «Кәсіпқор» в Астане летом этого года, — рассказывает заведующий отделением машиностроительных специальностей Олег Ракецкий. — Узнал много нового и считаю, что преподаватель должен идти в ногу со временем, когда постоянно совершенствуется техника, меняются подходы к производству.

128-8-2

Трудовой стаж Александра Кранина в машиностроении — без малого 45 лет. Сегодня Александр Ильич занимается программированием оборудования на станках с числовым программным управлением и особо гордится учебно-производственным центром на базе высокотехнологичного оборудования фирмы «Haas Automation». Обучение на высокоточных станках стало прорывом в подготовке кадров, считает собеседник. По сути, это — единственный центр в Средней Азии с оборудованием такого высокого класса, где можно обучать и своих студентов, и заниматься переподготовкой специалистов с производств. Естественно, преподаватели, мастера обучения, наставники от предприятий-партнеров прошли семинар-тренинг «Эксплуатация, программирование, обслуживание станков Haas ST-10, Haas VF-1» под руководством международных тренеров, а также стали участниками различных мастер-классов.

— Мы выезжали на первую всероссийскую конференцию преподавателей в Чебоксары, где прошли мастер-классы немецкой фирмы «Keller CNC», мировой системы Esprit- программных продуктов, которые сами могут генерировать программы для разных станков, других мировых ведущих фирм в программном обеспечении, — рассказывает Александр Ильич. — В целом, это мероприятие определило нашу дальнейшую работу. Получили очень много полезной информации, ознакомились с работой Чебоксарского колледжа, на базе которого проходила конференция. Теперь готовы делиться полученными знаниями, планируем сами проводить обучающие семинары, о чем и говорится в 77-м шаге «100 конкретных шагов»: …«с последующим распространением опыта в других учебных заведениях страны».

Молодой специалист, преподаватель информационных технологий Геннадий Дергунов в отличие от своего старшего коллеги в ВТШ работает всего пятый год, но за это время, как признается сам, поднаторел основательно. В этом году вместе с двумя коллегами он прошел курсы повышения квалификации, организованные НАО «Холдинг «Кәсіпқор» в три этапа — в Беларуси и Астане.

Как видим, партнерство с НАО «Холдинг «Кәсіпқор» открыло для ВТШ выход не только в образовательное пространство Казахстана, но и в международные центры обучения и стажировки. Одиннадцать преподавателей прошли обучение в школе инженерии в Астане, Республике Беларусь. По новой модульной, дуальной программе обучения технического и профобразования планируется совместная работа с Россией, Германией, Израилем, Австрией.

По данным Министерства инновационного развития РК, в 2017-2018 годы будут внедрены 16 образовательных программ с участием работодателей. С 2015 года два колледжа — один из них ВТШ — внедрят данные программы в образовательный процесс, а остальные восемь-с 2016 года.

Марина МАРКЕВИЧ.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также