«Открытое небо» над Кокшетау. Быть или не быть?

100 шагов: Индустриализация и экономический рост
Вложения в транспортную инфраструктуру — один из механизмов роста экономики и благосостояния граждан. Достаточно вспомнить героя романа американского писателя Теодора Драйзера Фрэнка Каупервуда, который сколотил немалое состояние во времена развития конно-железных путей, вкладывая большие деньги в акции строительных компаний.
Если говорить более фундаментально, то по подсчетам каждая вложенная условная единица капиталовложений в инфраструктурные проекты, вызывает мультипликационный эффект в размере до 1,59 у.е. Кроме того, Всемирный банк выявил, что за счет усиления транспортной связности агломераций производительность труда увеличивается на 3,4%. Мировая практика доказала, что в кризисные времена выгодно вкладывать средства в такие проекты, так как их реализация привлекает значительные транспортные потоки, повышает инвестиционную привлекательность регионов, ускоряет социально-экономическое развитие.

Так, 66-й шаг Плана нации предусматривает создание с привлечением инвесторов под Алматы международного авиахаба — нового международного аэропорта, соответствующего мировым стандартам. Как пишут казахстанские СМИ, сингапурская компания Changi Airports International Ltd (CAI) подготовила концепцию строительства нового аэропорта. Его запланированная ежегодная пропускная способность может составить 10 миллионов пассажиров с возможным увеличением до 40. Планом нации также определено открытие новых международных рейсов в Нью-Йорк, Токио, Сингапур, а также то, что национальная компания «Эйр Астана» должна стать крупным авиаоператором.

Конечно, заполучить такие авиамаршруты для нашего Кокшетауского аэропорта кажется чем-то из мира фантастики. Не так давно, когда из областного центра осуществлялись лишь два перелета в южную столицу за неделю, и рейсы в Москву казались несбыточной мечтой. Но все течет, все меняется. Авиасообщение со столицей РФ стало наиболее востребованным, и на фоне загруженности рейса Кокшетау-Москва авиакомпании «Аэрофлот-Российские авиалинии» нашему перевозчику — «Эйр Астана» пришлось защищать свои интересы и пересматривать в сторону снижения тарифы на аналогичное направление из Астаны. Так что ставить высокие планки для своего развития, как советуют своим клиентам тренеры личностного роста, можно и даже нужно.

Большие надежды на дальнейшее развитие Кокшетауского аэропорта сегодня имеются у нынешнего его руководства.

072-3-2

По словам президента АО «Авиакомпания Кокшетау» Жаната Кольчукова, значимым сдерживающим фактором в развитии предприятия является большая конкуренция со стороны Астанинского аэропорта — он, в силу расположенности на территории Акмолинской области, обслуживает до 90% потенциальных клиентов Кокшетауского авиапредприятия. Чтобы работать с наиболее крупным игроком рынка на более равных условиях, есть несколько возможных решений.

Одно из них — присвоение нашему аэропорту статуса «открытого неба», который дает право иностранным авиакомпаниям, в том числе и транзитным рейсам зарубежных перевозчиков беспрепятственно совершать рейсы в Кокшетау. Соответствующие обращения руководством уже были отправлены в Министерство по инвестициям и развитию, которое обещало рассмотреть этот вопрос.

— Конечно, речь не идет о том, чтобы связать аэропорты нашего города и Нью-Йорка, например, но вполне возможно, что рейсы между Европой и Азией, Дальним Востоком, которые смогут принимать на борт самолета пассажиров Кокшетауского аэропорта, будут экономически выгодны, — говорит Жанат Кольчуков.

Но ведь вполне возможно, что здесь может и не набраться достаточного количества людей на эти направления?

— Тем и отличаются промежуточные посадки транзитных рейсов, что стоимость авиабилетов на них значительно ниже чем в пунктах отправления. Если гражданам предоставить выбор, то ценовое решение практически всегда будет стремиться в сторону уменьшения. Соответственно, появятся и желающие «лететь» с нашего аэропорта.

Но вопрос «открытого неба» не такой однозначный, как может показаться на первый взгляд. Страны ЕАЭС приступили к переходу на этот режим регулирования воздушных перевозок еще в пору формирования Единого экономического пространства. За основу был взят многолетний опыт европейских стран. На территории Старого света с подписанием соответствующего договора были обеспечены одинаковые конкурентные условия для всех авиаперевозчиков, результатом чего стали низкие цены на авиарейсы. Безусловно, не обошлось и без потерь — некоторые авиакомпании были обанкрочены. Подобного развития сценария опасаются в Казахстане. Заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Рахим Ошакбаев в одном из своих выступлений отметил, что с внедрением принципа «открытого неба» со странами ЕАЭС можно потерять национального перевозчика в лице «Эйр Астана», так как компания в условиях либерализации рынка не сможет конкурировать с «Аэрофлотом». «Но ведь наш аэропорт рейсы отечественного авиаперевозчика не обслуживает!», — парирует подобное мнение в нашей беседе президент АО.

Однако сегодня в аэропорту Кокшетау для внедрения этого режима еще не все готово. Необходимо, по словам руководства предприятия, оснастить аэродром в полном соответствии со всеми международными стандартами, решить некоторые технические проблемы, в частности, приобрести аэродромную спецтехнику, обучить специалистов. Без этих мер предприятие не сможет выдержать неизбежный аудит иностранных авиакомпаний. А на их реализацию потребуется немалое количество денежных вливаний, что, как известно, для Кокшетауской авиакомпании самый больной вопрос. Раз уж зашла речь о финансовом состоянии предприятия, надо отметить, что сегодня задолженности по заработной плате перед работниками практически нет, на 20-30% растут показатели хозяйственной деятельности, отмечает Жанат Кольчуков. Но пока, к сожалению, самостоятельно заработать то количество денег, которого хватило бы на покрытие статьи расходов по содержанию предприятия, не удается, приходится обращаться за помощью к государству. «Именно для того, чтобы не просить постоянно рыбы на пропитание, мы ищем пути взять в свои руки удочку», — говорит управленец.

Еще одной такой снастью можно назвать и другое предложение руководства предприятия, поддержанное на более высоком уровне. Предположительно к концу этого года Кокшетауский аэропорт станет филиалом Астанинского, что в конечном итоге повлияет на увеличение обслуживаемых у нас рейсов, а значит и доходности предприятия.

Нам просто необходимо развивать местные аэропорты, чтобы у казахстанцев была возможность «летать» по более низким ценам, обеспечивать местное население работой, а бюджет — налоговыми поступлениями. Нельзя надеяться на авось и ждать манны небесной. Было упущено достаточно много времени, но если получится воплотить в жизнь намеченное, то уже через пару лет наш аэропорт сможет стать достойным элементом модернизированной транспортной инфраструктуры страны.

Алёна ЕРИНА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также