К главному богатству — хозяйский подход

100 шагов: Индустриализация и экономический рост
Земля - наше богатство. От правильного отношения к состоянию ее плодородия, от грамотного ведения хозяйства зависит не только получение хорошего урожая, но и сохранение продуктивного потенциала, приумножение земельных ресурсов для сегодняшнего и следующих поколений.

066-4-1

В Плане нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Глава государства Нурсултан Назарбаев не обошел вниманием вопрос земельных отношений в Казахстане. В этом стратегически важном документе четко обозначены две задачи: «Введение в рыночный оборот земель сельхозназначения и смена целевого назначения земельного участка.

Понятно, работа в данном направлении послужит укреплению казахстанской государственности и вхождению в 30 развитых стран мира.

Наша область является одним из крупных аграрных регионов, где вопросы рационального и эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения имеют особую актуальность в сфере регулирования земельных отношений.

Земельный фонд региона составляет 14,6 млн га. В общей его структуре земли сельскохозяйственного назначения составляют 72,1 процента или 10538 тыс. га. Общая же площадь сельхозземель в категории земель запаса равна 1,4 млн га.

На данный момент количество крестьянских хозяйств по области составляет 4290 землепользователей на площади 2492,5 тыс. га или 23,6 процента (в среднем площадь земли одного КХ составляет более 500 га). Негосударственных землепользователей - 1123 на площади 80204 тыс. га (площадь на одного такого землепользователя составляет более 7 тыс. га).

Из года в год на территории области проводится комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. Так, в соответствии со стратегическим планом Агентства РК по управлению земельными ресурсами, в настоящее время Комитетом по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами в период с 2012-2014 гг. была проведена детальная инвентаризация земель сельхозназначения (с учетом геоботанических, почвенных обследований) за счет средств республиканского бюджета. Целью проведения данного мероприятия являлось установление фактических площадей сельхозугодий, сравнение их с учетными данными, изучение состояния и использования земель по видам сельскохозяйственных угодий, подготовка предложений о переводе непродуктивных участков пашни для их последующей трансформации в другие угодья.

Инвентаризация проведена на общей площади 11,2 млн га, по итогам которой выявлено 1110,3 тыс. га неиспользуемых земель сельхозназначения, в том числе пашни - 613 тыс. га, пастбищ - 490,2 тыс. га. По результатам проведенной работы были приняты следующие меры. В ведение государства возвращено 238,8 тыс. га земли путем расторжения договоров аренды, отмены решений. Возобновлено использование земель на площади 665,9 тыс. га. Материалы о расторжении договоров аренды на площади 86 тыс. га рассмотрены в судебных органах.

В соответствии с требованиями норм земельного законодательства, предоставление земельных участков входит в компетенцию местных исполнительных органов по месту нахождения испрашиваемого земельного участка. При этом предоставление земельных участков или права арендных, находящихся в государственной собственности и не предоставленных в землепользование, осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах), за исключением случаев, предусмотренных п. 1 ст. 48 Земельного кодекса РК. Перечень выставляемых на конкурсе земельных участков в обязательном порядке публикуется в СМИ.

Отмечу, что на территории области работа по вовлечению в сельскохозяйственный оборот и обеспечению эффективности использования пахотно-пригодных и пастбищных угодий ведется последовательно на постоянной основе. Так, за 2014 и прошедший период 2015 года в сельскохозяйственный оборот вовлечено 211,7 тыс. га сельхозземель.

Полагаю, что читателям газеты будет интересно узнать, что в действующее законодательство РК внесены изменения по использованию земель сельскохозяйственного назначения, в частности, по порядку исчисления налога на землю и платы за пользование земельными участками сельскохозяйственного назначения. Так, ст. 378 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» с 1 января 2015 года утверждены новые базовые налоговые ставки на земли сельскохозяйственного назначения - налог и плата за пользование землями сельхозназначения увеличены в пять раз.

Также данными поправками исключено право на установление корректировок базовых налоговых ставок на земли сельскохозяйственного назначения (поправочные коэффициенты) местных представительных органов на основании проектов (схем) зонирования земель, проводимых в соответствии с земельным законодательством РК.

Между тем, в связи с внесенными изменениями, местные представительные органы на основании предложений местных исполнительных органов имеют право повышать ставки исчисления земельного налога и платы за пользование землей не более, чем в десять раз на неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения.

В настоящее время местными исполнительными органами районов и городов проводятся мероприятия по принятию дополнительного коэффициента, учитывающего степень использования земель сельскохозяйственного назначения, для исчисления (единого) земельного налога и платы за пользование землей с последующим внесением соответствующих предложений на рассмотрение местных представительных органов по территориальности.

Действующее земельное законодательство дополнено статьей «Реестр лиц, у которых принудительно изъяты земельные участки». Согласно указанной статье, центральным уполномоченным органом формируется и ведется реестр лиц, у которых принудительно изъяты земельные участки. Сведения, содержащиеся в реестре таких лиц, исключаются по истечении трех лет со дня вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии земельного участка на основании статей 92 и 93 настоящего Кодекса. Физическим и юридическим лицам, находящимся в реестре лиц (у которых принудительно изъяты земельные участки), земельные участки не предоставляются.

В обнародованном «Плане нации -100 шагов современное государство для всех» Глава государства Нурсултан Назарбаев поставил большие задачи перед структурами АПК по наведению должного порядка по использованию земельных ресурсов. Как специалист и управленец считаю, что эти меры своевременные. Предстоит большая работа по реализации конкретных 35 и 36 шагов Плана нации, которая послужит улучшению использования земельных ресурсов, уменьшению объемов неиспользуемых или нерационально используемых земель и стимулированию сельхозтоваропроизводителей в осуществлении ими своевременных необходимых мероприятий при самостоятельном хозяйствовании на земле.

Алмагуль КАДРАЛИНА,
руководитель облуправления земельных отношений.

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...

Другие статьи по этой теме

Избран председатель Общественного совета... На очередном заседании областного Общественного совета, прошедшем 25 октября т.г, состоялось переизбрание его председателя. С предложением об избрани...
Не отчета ради… Общественные советы Для кого НПА принимаются Снять вопрос с повестки дня, вернуться к нему после детальной доработки нормативно-правового акта и п...
Зарплата будет зависеть от… Должностной оклад государственных служащих будет зависеть от характера и сложности работы без учета уровня должности и стажа работы. О результатах апр...
Основной социальный гарант — коллективный договор... Новый Трудовой кодекс РК был подготовлен в рамках реализации выдвинутой Президентом страны программы «100 конкретных шагов» по реализации Пяти иституц...
О чем свидетельствует трехлетний опыт... Общественные советы Как анонсировала «АП», в Кокшетау состоялся областной форум «Маслихаты и Общественные советы: на пути к эффективному развитию г...

!!! Комментарии рассматриваются редакцией, но на сайте не публикуются. В качестве комментария можно задать вопрос, высказать свои замечания и пожелания. !!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *