– Мы связаны по рукам и ногам, проверку организовать сложно, – часто именно так руководители органов санэпиднадзора объясняют, почему в столовых, закусочных, кафе нарушают санитарные нормы.
До первого января нынешнего года основанием для таких объяснений был четырехлетний мораторий на проверки объектов малого и среднего бизнеса. Мораторий отменен, но остался Предпринимательский кодекс РК…
– Просим депутатскую фракцию партии поддержать инициируемые нами поправки в некоторые нормативные документы, регламентирующие проверки учреждений общественного питания, – говорила на прошедшем в Кокшетау выездном заседании республиканского совета по вопросам семьи и социальной защиты населения при партии «AMANAT» и. о. председателя Комитета санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения РК Марал Рахимжанова.
Потрясший всю страну случай массового и тяжелого отравления детей в школьной столовой в Мангистауской области, конечно, придал особую остроту обсуждению второго вопроса совещания: «Предоставление бесплатного питания отдельным категориям обучающихся и воспитанников в общеобразовательных школах».
Но, как оказалось, далеко не все члены советов понимают, что негодующие возгласы: «Куда смотрит директор школы? Почему он не следит за качеством работы столовых? Почему не проверяет санитарные книжки?» свидетельствуют о том, что даже они не до конца разобрались в современной системе организации школьного питания.
Не проверяет и проверить не сможет даже при самом горячем желании. Потому что не только работники столовой, но и медицинская сестра сотрудниками школы не являются.
Медицинские кабинеты находятся в ведении управлений здравоохранения, столовые – в руках выигравших конкурс предпринимателей. Школа сдает помещение столовой (там, где оно есть) в аренду, либо заключает договор о ГЧП. Но полномочий у директора и во втором случае не прибавляется. Что касается буфетного питания, то речь идет о закупе услуг у поставщика. Не более того.
Есть, конечно, бракеражные комиссии, в них входят представители администрации школы, родительской общественности… Согласно типовому положению: «Задача бракеражной комиссии – обеспечение постоянного контроля работы столовой».
Но где найти таких родителей, которые ради этого медицинский осмотр пройдут, санитарные книжки получат и будут «осуществлять контроль соблюдения санитарно-гигиенических норм при транспортировке, доставке и разгрузке продуктов питания; за санитарным состоянием пищеблока (включая складские и прочие помещения) и обеденного зала, за качеством уборки и качеством, состоянием и мытьем посуды…»
Мы привели только малую часть предписанных положением обязанностей членов бракеражной комиссии.
Но и в том случае, если такой неработающий энтузиаст среди родителей найдется, вряд ли он, как и все мы – люди, в органах санэпидконтроля не работавшие, знает, что и как именно надо проверять?
Впрочем, равно как, к примеру, учитель физкультуры или замдиректора школы, включенные в такую комиссию. А медсестры вообще часто отказываются от такой общественной нагрузки: «Нам за это не платят». И осуждать их не приходится: действительно, управление здравоохранения их не обязывает. Сейчас только-только начали решать вопрос о повышении зарплат школьных медицинских работников. Все предшествующие их не коснулись, из действующих приказов о повышении зарплат они как-то «выпали»…
Важность общественного контроля не отрицаем, но все-таки думается, что «сапоги должен тачать сапожник» верно и в этом случае. Проверять столовые учебных заведений (равно, как и все остальные точки общественного питания) должны те, кому это делать по службе положено – специалисты санэпидконтроля.
Они готовы, но часто не могут этого сделать: закон не позволяет. Хотя фронт работ огромен и жизненно важен.
По информации Марал Рахимжановой, в этом году по инициативе Генеральной прокуратуры проверили не менее 80% объектов школьного питания. Примерно в 70% были выявлены нарушения. И большей частью существенные: условий хранения и срока годности продуктов, проблемы санитарного состояния помещений, маркировки, правил хранения, санитарной гигиены персонала. И особой строкой – фиктивные медицинские осмотры.
Много нареканий к организации систем вентиляции, водоснабжения, водоотведения. Ни один арендатор устранять их самостоятельно не будет. Даже школа в целом сделать этого зачастую не может. Нет средств. А в селах часто водопровод в плачевном состоянии, что уж говорить о канализации.
Подчеркнем, что эти внеплановые проверки проходили по инициативе Генпрокуратуры. Без нее – сложнее.
Уже сейчас на законодательном уровне есть возможность проверить разрешительные документы на соответствие требованиям. Но без посещения и не чаще одного раза в полугодие.
При проверке школы нельзя одновременно изучить работу объекта питания, медицинского кабинета. Это разные субъекты хозяйственной деятельности. И значит – нужны разные проверки.
– Какие нарушения мы бы ни выявили, приостановить деятельность объекта не можем, потому что он – социально значимый, – констатировала Марал Тлеулесовна.
Действительно, при нынешнем дефиците ученических мест это заведомо нереально.
К тому же, обязательное предварительное уведомление о начале проверки исключает внезапность и не позволяет выявить нарушения в полном объеме. Сообщения о нарушениях в СМИ и социальных сетях не могут расцениваться как заявление и служить основанием для внеплановой проверки.
Рабочие группы разрабатывают предложения для рассмотрения в Парламенте в середине будущего года. Самое принципиальное из них: объекты пребывания детей, где оказываются образовательные, медицинские услуги и организовано питание, не должны попадать под действие Предпринимательского кодекса.
Предложение о возможности государственного контроля без предварительного уведомления предполагает, что фактор внезапности повысит эффективность проверок. Предлагается одновременно проводить проверку всех объектов в здании, где находятся дети.
Специалисты считают необходимым основанием для внеплановой проверки сделать все сообщения в СМИ, независимо от того, представлены ли доказательства. Если при первом посещении факт не подтвердится, дальше не проверять. Целесообразно закрепить норму, согласно которой обязательные проверки должны проходить не реже одного раза в полугодие.