– Что сложнее: саженцы вырастить или с людьми работать?
Такой вопрос решила задать директору центра оказания специальных социальных услуг п. Жолымбет (ЦСУ), депутату Шортандинского районного маслихата Ерлану Шахметову, ознакомившись с его трудовой биографией.
В Зерендинском районе молодой специалист начал работать мастером питомника, через пять лет стал заместителем директора Маралдинского учреждения лесного хозяйства. А в 2016 году, когда и 30 лет еще не исполнилось, решил сменить не только зерендинские леса на шортандинские степные просторы, но и сферу деятельности. Принял приглашение стать заместителем директора ЦСУ, с 2020 года его возглавил.
А на вопрос Ерлан Нурланович ответил так: «Труднее работать с людьми адекватными. Нашим подопечным, страдающим различными психическими недугами, один раз скажешь – делают, как надо. Здоровым нужно объяснять долго. Убеждать».
Конечно, «в каждой шутке есть доля шутки». Но, судя по всему, объяснить, убедить, а кого-то и заставить (когда штатных работников более 170 человек – это неизбежно) директор учреждения умеет.
На искреннее: «Как у вас все обустроено хорошо, как красиво, чисто», сотрудники откликаются чуть ли не хором: «Да вы летом к нам приезжайте. У нас настоящий оазис».
Лесоводческий опыт директора здесь пригодился сполна. Высадили сотни кустарников, деревьев лиственных и хвойных. Тополя пирамидальные уже выше забора. В 2019 году заложили сад. Все растет, плодоносит, несмотря на очень капризную суглинистую почву. Надо ли говорить, какие положительные эмоции это вызывает у подопечных. Ягоды собирают, варенье варят. Лучшей трудотерапии не придумать.
Получателей услуг здесь более 200 – инвалиды первой и второй группы старше 18 лет.
– Большинство понимают, что они здесь навсегда. Воспринимают это по-разному, – отвечает на наш очередной вопрос Ерлан Нурланович. – Многие взрослые, пожилые люди часто заходят в кабинет: «Ко мне мама должна приехать».
Приезжают родные редко. К очень немногим. Кто-то даже проводить в последний путь отказывается.
– Осуждать морального права нет. Это их выбор, – говорит Ерлан Нурланович. – Информацию о состоянии наших подопечных отправляем оперативно и регулярно. Чат создали, на любой вопрос отвечаем сразу же.
Редко, но случается, что кто-то из подопечных в семью возвращается. И после этого связи с ними не теряют. Родственникам, конечно, очень непросто. Многие говорят о том, что больной стал чувствовать себя хуже.
И это вполне объяснимо. Забота родных и близких, конечно, очень нужны любому. Но ни в одном доме таких условий, как в этом МСУ, не создать: специалисты, сенсорная комната, плотницкая, швейная мастерские…
– Они же неусидчивы, три минуты у психолога побудут, потом идут поделки мастерить, оттуда – в библиотеку… Мы не запрещаем, понимаем, что иначе не могут, – объясняет Ерлан Шахметов.
Замечательно, что МСУ размещается в зданиях бывшего детского дома. О том, как удалось этого добиться, – история особая. Акимом района тогда была Гульнур Садвокасова. Сегодня она, будучи председателем районного маслихата, справедливо говорит: «Если бы тогда, в 2014 году, оставили здания бесхозными хоть на полгода, получили бы руины. Хорошо, что в области встретили с пониманием наши настойчивые предложения. Сколько рабочих мест для поселка сохранили».
Сейчас после небольшой реконструкции и капитального ремонта людям, для которых МСУ стало единственным домом, здесь действительно просторно, светло, уютно. Украсить помещения к празднику сделанными своим руками поделками – любимое занятие. Столько радости!
Спортом занимаются охотно. Руководители установили хорошие контакты с движением Special Olympics Kazakhstan, участвуют в котором спортсмены с ограниченными интеллектуальными возможностями.
– Наши спортсмены не только во всем Казахстане побывали, но и в Арабских Эмиратах. В Австрию команду сноубордистов возили.
На изумленное: «Да где же они тренировались?», улыбается: «Холмы снежные и у нас можно найти. Но главный «тренажер» – огромная гора угля, мы ее залили, чуть ли не трамплин лыжный сумели сделать».
По словам Ерлана Шахметова, проблема в том, что средства на участие в соревнованиях ни одной сметой не предусмотрены. На счету каждого получателя услуг деньги есть, 30% пенсии по инвалидности копятся на них годами. Но воспользоваться ими смогут только родственники и только после их смерти.
Так что вся надежда на спонсоров. Хорошо, что они понимают, насколько это важно и нужно.
– Мне, как депутату районного маслихата, найти волонтеров, друзей для нашего учреждения легче. Вообще, кругозор расширился, круг общения стал больше, – отвечает на вопрос о том, что дает ему статус депутата, наш собеседник. – Но и самому приходится другим помогать. Что-то советовать, на чем-то настаивать. Я же в вопросах хозяйственных, ремонтных, госзакупок… специалистом стал. Так что при обсуждении бюджета, других вопросов есть что сказать.
Говорит он и о том, что стало легче решать кадровую проблему. Рядом не только Астана, но и предприятия АО «Алтыналмас». Понятно, что людей удержать непросто. Но после капремонта в 2019 году одно из зданий реконструировали под комфортное общежитие.
«Удалось переманить старшую медсестру из областной больницы. А муж у нее – прекрасный дезинфектор. Инструктор ЛФК там живет. По программе «С дипломом в село» активно работаем. В целом коллектив у нас замечательный».
Сотрудников много, все они разные по возрасту, стажу работы. Но единодушно и искренне уверены: «Мы любим наших подопечных. Они для нас в любом возрасте как дети». А иначе здесь нельзя.
И как радуются за тех, кому помогли научиться жить самостоятельно. Двоих «вывели» в дееспособные, проводили. Несколько человек живут тоже самостоятельно, в отдельном блоке.
– Не скрываю, что я плакал, когда для программы «Бармысың, бауырым» о Руслане Р. сюжет снимали, – говорит молодой, сильный мужчина, отец четверых детей Ерлан Шахметов.
В психоневрологический диспансер мальчика поместили в детстве. При постановке диагнозов определенную роль сыграли слова мачехи, с родными детьми которой мальчик дрался. Она и определила его туда, пока родной отец – больной, зависимый от нее человек – был в отъезде. Ему же сказала, что Руслан умер в больнице, где-то там и похоронили.
18 лет исполнилось, перевели его в Жолымбет. Рассказал о себе Ерлану Нурлановичу. И тот начал действовать. Видеоролики снимали, в социальные сети выкладывали. Нашлись и отец, и родной брат. Сейчас Руслан живет с ними. Работает, звонит часто. Все у него хорошо.
Не знаем, как долго будет возглавлять это учреждение Ерлан Шахметов. В свои 37 лет он стал опытным руководителем, приобрел разносторонний опыт, авторитет не только в своем коллективе, но и в районе, в системе социальной службы области. Оснований для карьерного роста более чем… Такие кадры востребованы на любом уровне.
Пожелаем ему удачи. Внушает он уверенность в том, что где и кем бы ни работал, за его подчиненных и подопечных можно быть спокойными.
Шортандинский район.