«Художника обидеть может каждый», – всегда помню об этой вполне на мой взгляд справедливой сентенции, когда пишу отзыв на творческие работы.
Понимаю, что имею право выразить свое мнение и как среднестатистический зритель, и как корреспондент. Но «внутренний цензор» шепчет: «Осторожнее! Театроведческого образования нет. Может, ты ошибаешься, а читатель поверит».
В отношении премьеры спектакля «Калека с острова Инишмаан» в областном русском драматическом театре у меня появилась возможность изложить оценки людей, профессионализму, вкусу и объективности которых доверяю безоговорочно. С небольшими своими комментариями. Впрочем, они могут оказаться излишними. Этот спектакль мы восприняли единодушно. Со слезами и восторгом.
Очень коротко содержание пьесы Мартина Макдонаха, по которой спектакль поставлен: несколько десятков жителей промозглого ирландского островка Инишмаан живут на нем из поколения в поколение. Живут настолько скудно и скучно, что главной новостью дня становится чья-то кошка, укусившая соседского гуся. Жизнь тяжела, беспросветна, сплошной «день сурка».
Островитяне грубы и необразованны, юмор у них «очень специфический», шутки – злы и примитивны. И бродит среди них калека Билли: открытый и честный парень. Священное писание в его сведенных судорогой руках – как оберег от пошлости и грубости окружающего бытия.
Ему выпадает счастливый случай, приглашают в Голливуд на съемки фильма о местных рыбаках. Но он возвращается, чтобы умереть на родном острове. Уходит из жизни с просветленным лицом, с улыбкой. Потому что нашел ответ на мучивший его всю жизнь вопрос: как и почему погибли его родители, правда ли, что они хотели избавиться от неизлечимо больного сына? Когда ему рассказывают, что они решили утопиться, застраховав свои жизни, чтобы добыть деньги для лечения Билли, умирает счастливым: «Все-таки мои родители меня любили».
– Весь спектакль – это гимн любви: очищающей, исцеляющей, срывающей с человека все наносное, обнажающей тонкие, ранимые, беззащитные души, – таковы первые впечатления побывавших на премьере наших собеседников.
Театровед, театральный критик Антон Алексеев (Астана):
«Всепобеждающая сила любви в этом спектакле так же убедительна, как победа добра над злом. Для меня это стало шоком. Потому что с пьесой я знаком, но никак не ожидал, что можно так последовательно и тонко продемонстрировать, что добродетель мощнее, чем внутренняя темнота.
Спектакль начинается с отталкивающей эстетики. Полупьяные, бомжеватого облика обитатели острова цепляют, задирают друг друга постоянно. Все это рождает стойкую эмоцию: я в таком мире жить не хочу. Противостояние главного героя Билли и остальных жителей поначалу представляется совершенно неравным. Кажется, что эту битву добра со злом не выдержать.
Поворотным стал момент, когда тетушки читают письмо Билли. В каждом слове, в каждой эмоции – искренняя любовь к главному герою.
Все персонажи изменяются, очищаются. Это проявляется и в поступках, и во внешнем виде. Убирают мусор, среди которого больше жить не хотят и не могут.
Почему это случилось именно после возвращения Билли? Это не так важно. Главное – случилось и выглядит убедительно. Очень плотный сценический текст. Блестящий актерский ансамбль. Ни одной пропущенной реплики. Все действия цепляются друг за друга. Все тебя погружает и приводит к фантастическому финалу.
Сегодня особенно важно видеть победу добра над злом. Для меня лично очень важна в этом спектакле сокрушительная победа добра, любви. Даже то, что главный герой умирает, воспринимается как доказательство того, что любовь сильнее».
Автор цифрового контента Галым Бекмагамбетов:
«Это спектакль-откровение. Самые смелые ожидания оправдались: великолепны сценография, музыка, режиссерское решение…
Вначале настороженность: «Разве это Ирландия?» О жителях этой страны традиционно было иное представление. Но приходит понимание, что в этих грубых людях хорошие качества были изначально.
Потряс своей игрой Анатолий Егорин, исполнитель главной роли. Без содрогания на его признание в любви, в желании реализовать себя как мужчина смотреть невозможно. Так больно за молодого человека, за всех искалеченных физически. Но как тонко он все чувствует, какова его сила воздействия на окружающих»
Директор Акмолинской областной филармонии Нургуль Шайкенова:
«Этот спектакль – еще один повод для гордости за наш русский драматический театр. Благодаря директору Бейбуту Бахтыгерееву на его площадках ставят спектакли очень интересные режиссеры из Казахстана и стран ближнего зарубежья. Спектакли разножанровые, поэтому в нашем небольшом городе разные люди могут найти то, что им по душе.
Как хорошо звучит музыка на протяжении всего спектакля. Как она оттеняет действия и слова героев. То, что композитор Я. Жуков написал ее именно для этого спектакля – уникально и ценно».
Главный режиссер карагандинского русского драматического театра им. Станиславского, режиссер-постановщик спектакля «Калека с острова Инишмаан» Рача Мухатаев:
«Живу по принципу: «Хвалу и клевету приемлю равнодушно». И актерам говорю, что все комплиментарные высказывания надо пропускать «мимо ушей».
Талант актеров для меня вторичен, гораздо важнее человеческие качества, когда люди умеют видеть, слышать то, о чем говорят. В этом театре я нашел таких актеров, такой коллектив в целом. Театру, его руководству – спасибо.
Для меня этот спектакль очень важен. Потому что сейчас мир летит в пропасть. Мы претерпеваем тотальный духовный кризис, человек как вид терпит крах.
Очень важно сейчас говорить об этом. И где это делать, как не в театре? По телевизору скажут другое. В интернете – миллионы противоречивых высказываний. Если не говорить об этом на сцене, то для чего тогда театр нужен?
Спектакль будет дальше нарастать. Он обязан это делать. Впитывать все, что происходит вокруг. Спектакль должен быть живым, обогащаться, становиться объемнее и плотнее».
Вот такое восприятие спектакля. Буквально «с пылу-жару», через несколько минут после премьеры. А первые впечатления они, как известно, бывают самыми верными.
И все-таки не могу не сказать об изумительных режиссерских находках. Один пример: непонятные конструкции на сцене можно принять за останки сгнивших лодок, строений. Но вдруг они превращаются в камни, тяжелые, как жизнь островитян, которые катят и катят их, побеждая унылое бытие. А в финальной сцене спектакля камни становятся легкими облаками, вместе с которыми взмывает вверх душа Билли.
По поводу игры буквально каждого из актеров можно писать много и в восторженных тонах. А всем вместе им удалось блестяще и тонко продемонстрировать такой «обратный» феномен «Портрета Дориана Грея». Помните, в романе О. Уальда: душевные пороки обезображивают лицо и тело. Человек, пороки победивший, и выглядит по-иному.
Спасибо театру за такой посыл добра, за веру в то, что в триаде «И жизнь, и слезы, и любовь», самое главное – любовь.