Зачем в театре мат?

Каждый раз, отправляясь в театр, с нетерпением ждешь чуда, встречи с искусством. На премьере спектакля «Калека с острова Инишмаан» чуда не случилось. Извините.

Сначала меня немного удивил заявленный жанр – комедия. Зная творчество популярного драматурга, а этот спектакль по пьесам Мартина Макдонаха стал для меня четвертым, было любопытно, как остросоциальные темы оскароносного ирландца могут быть смешными. Забегая вперед, скажу: как в детском саду, смеяться надо, когда кто-то упал и после слова на букву «Ж».

Мне всегда казалось, что театр – это источник культуры. В нашем небольшом городе их немного и самые популярные места для культурного досуга жителей и гостей Кокшетау – это театры. Каждый человек приходит на спектакль со своим внутренним запросом и очень часто получает ту нравственную работу души, на которую может подвигнуть только театр.

Когда первым словом в «Калеке с острова Инишмаан», произнесенным со сцены, стал мат, я физически вздрогнула. Дальше – больше. Загнуть крепкое словцо почему-то считал должным почти каждый герой. Вот что такое испанский стыд: когда матерятся актеры, а стыдно мне, зрителю в зале.

Я читала пьесу и могу утверждать: в оригинальном тексте Макдонаха нет такого количества бранных слов. Возникает вопрос: почему мат звучит со сцены театра? Автор не ханжа и не вздрагивает от ненормативной   лексики в обычной жизни. Однако у каждого   режиссера должен быть богатый арсенал     способов, как можно передать характер героя, то нравственное дно, на которое он скатился. Мы уже видели такие примеры – и постапокалипсис «Зверь» М. Гиндина и В. Синакевича, и «Ночные звезды» О. Жанайдарова… Тетушки и так хорошо противопоставлены главному герою, чистому и светлому: пьяные, с размазанной косметикой, в рванье и горах мусора…

Но когда матерщина звучит со сцены, да в   таких количествах… Мне было откровенно скучно, честно. Смею вас заверить, не только мне. Зрители рядом первую половину спектакля спокойно просматривали новости в      телефонах. Только когда артисты перешли на нормальный русский язык, я начала воспринимать происходящее на сцене и переживать вместе с героями их духовное перерождение.

А посмотреть было на что. Затянутое начало компенсировалось хорошей игрой актеров, особенно запомнился и полюбился калека Билли в исполнении Анатолия Егорина. Стал понятен замысел режиссера и главная идея постановки. И были люди, которые вытирали слезы в финале…

Так зачем же в спектакле мат? Режиссерский ход? Тогда Раче Махатаеву еще расти и расти в профессиональном плане, к сожалению. Ради хайпа? Тогда театр искренне жаль…

Хочется обратиться с газетных страниц к коллективу театра: не опускайте высокую планку творчества, не надо. И не предавайте зрителя, пожалуйста. Мы вас искренне любим…

Камила ИБРАГИМОВА.

Читайте также